Судя по многочисленным антикварным магазинам, открывшимся в разных городах в последнее время, старые вещи – картины, мебель, посуда, истертые монеты, подписанные и уже нашедшие своего адресата открытки, китайские вазы и старые куклы – обладают какой-то специфической ценностью в обществе, подчиненном "императиву потребления" новых вещей. Возможно, в антикварных магазинах продаются не просто вещи, а время, история, статусы, что-то еще?
Отчего так велик интерес к старинным вещам? Почему некоторые вещи живут веками, а другие мы выбрасываем через несколько лет?.. Ответы на эти вопросы ищите в данном разделе сайта, посвящённого антиквариату.
В конце XIX иска художники и архитекторы начали поиск новых изобразительных форм, отказываясь от надоевших за столетие перепевов прежних стилей. На первый план снова выходят целесообразность и удобство вещей, но ар-нуво придает им совершенно новый облик.
Подстаканники - одна из очень интересных тем для коллекционирования.
Выпускаются специальные книги-каталоги для тех, кого интересует данный вид коллекционирования.
Старинные подстаканники давно превратились в популярный предмет коллекционирования. В наше время это уже довольно архаичная вещь, редко использующаяся в быту за исключением, пожалуй, пассажирских поездов. А между тем это целый пласт ушедшей культуры, ведь большинство подстаканников являются также предметами декоративно-прикладного искусства. Именно за воспоминания эти вещицы так интересно собирать...
Представьте себе, что, разбирая завалы на чердаке, вы обнаружили ящик для посуды с любопытным старым фарфором и антикварными безделицами. Или же в лавке старьевщика, набитой мебелью, фарфором и другими коллекционными вещами, вы вдруг наткнулись на старинный дубовый сундук с резной отделкой. Не сделали ли вы небольшое открытие, которое может изменить вашу жизнь?
В данном богато иллюстрированном альбоме представлены более 1500 моделей гнутой венской мебели, поставлявшейся в царскую Россию известнейшей фирмой "Якова и Иосифа Кон" (Jacob Josef Kohn) в конце 19 - начала 20 века.
Фирма "Кон" являлась основным конкурентом фирмы "Братья Тонет" не только на рынке Европы, но и Америки, Африки, Азии и Индии.
Если о Тонете и его мебели на русском языке есть публикации, то об "Акционерном обществе Якова и Йосифа Кон" известно гораздо меньше - нет ни одного издания (точнее, до сих пор не было), хотя она заслуживает не меньшего, а то даже и большего внимания, хотя бы потому, что внедрила новые прогрессивные технологии в процесс гнутья букового дерева.
На фабриках Кона процесс гнутья бука занимал около пяти минут, а не два часа, как у Тонета.
Данная уникальная книга посвящена очень мало исследованной в русском искусстве теме - интерьеру жилого дома конца XIX - начала XX веков.
В первой части показано разнообразие пространственно-планировочных решений дома и квартиры, выделены наиболее типичные из них, характеризующие господствующее направление в искусстве интерьера. С новыми архитектурными особенностями интерьеров были тесно связаны принципы расстановки мебели.
В книге можно увидеть поистине УНИКАЛЬНЫЕ предметы мебели, удивительные образцы!
В этой богато иллюстрированной книге Генриха Гацура изложена история фирмы "Братья Тонет". Впервые представлены в одном альбоме все модели мебели, поставлявшиеся на рынок России во второй половине 19 - начале 20 веков.
В издании представлено более 1700 цветных и черно-белых иллюстраций, дано описание фурнитуры и материалов, которые использовались в производстве гнутой венской мебели.
Книга содержитбольшое количество интересной информации, ранее не публиковавшейся как в России, так и за рубежом.
Прижизненное издание 1916 года - антикварная книга.
1916 год, Петроград, издательство "Шиповник".
Издательский переплет с суперобложкой. Сохранность раритета отличная. Суперобложки хорошая. Первая часть капитального труда Г.Лукомского "Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства" была выпущена в самый канун революции. Издание было посвящено русской провинции, но продолжить его помешал 1917 год...
Георгий Крескентьевич Лукомский (1884–1952) — одна из самых заметных и знаковых фигур в архитектурной жизни России Cеребряного века.
Архитектор по образованию (ничего не построивший), он снискал широкую известность как талантливый художник-график, изображавший памятники зодчества, и на редкость плодовитый писатель об архитектуре — критик и историк.
Альбом будет очень полезен архитекторам, дизайнерам, реставраторам, работникам антикварных и мебельных магазинов, коллекционерам, историкам, музейным сотрудникам, художникам театра и кино, руководителям мебельных производств, учащимся художественных училищ, колледжей, а так же многим другим людям, интересующимся русской историей.
Книга незаменима для тех, кто делает мебель по старинным образцам - здесь есть и чертежи, и размеры, уникальное издание.
Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" адресован тем людям, кто интересуется предметами старины, является коллекционером или дилером, или хочет пополнить свои знания как собирателя, познакомиться с рынком антиквариата в России и в других странах мира.
Данный журнал рассматривает любой вид собирательства через призму рынка, приводит реальные цены на антикварные и коллекционные вещи.
В статье - о том, где можно купить антикварные вещи, и некоторые предложения для примера.
Представлены самые разные предметы - от посуды (старинный фарфор, серебро) и игрушек (в том числе ёлочных) до крупных предметов интерьера. Есть также и букинистические книги для библиотек.
"Объективные" характеристики редкости, старости, художественности, товарности и коллекционности актуализируются при определенных условиях. Используя терминологию Копытова, можно говорить о том, что антикварными становятся вещи, имеющие специфическую биографию.
Попробуем проследить, как строится биография антикварных вещей. Первый контекст их использования может быть назван утилитарным. Все эти предметы непосредственно "вписываются" в эпоху. Они составляют "стилистическое единство" времени (как мебель, произведения искусства или бытовые предметы), говоря словами Зиммеля, "они тождественны времени".
При перемещении антикварных вещей от одних групп к другим происходит трансформация их стоимости из утилитарной или потребительной в символическую или демонстративную. Представители так называемого среднего класса перестают находить ценность в старых предметах, которыми они располагают, так как не могут их больше использовать по прямому назначению. Происходит смена эстетических воззрений, появляется идеология нового быта, строится новое жилье.
Интересно проследить, как в истории советского общества происходят трансформации потребительной стоимости вещей и их перемещения от одних социальных групп к другим. В качестве объекта исследования был взят антикварный рынок Санкт-Петербурга, на котором действуют различные группы агентов, создающие спрос и предложение. Начало исследовательской ретроспективы отнесено к 50-60-м годам XX в., так как именно к этому времени эксперты относят возникновение антикварного рынка в Советском Союзе.
Прежде всего, нужно уточнить само понятие ценности и определить ее источник. Классическая и неоклассическая политэкономия представляли ценность субстанционально, то есть аналогично тому, как физика описывает тепло или энергию, которые перемещаются из одного тела в другое, но при этом сохраняются как целое в мире. Ценность виделась своего рода субстанцией, воплощенной в товар: зерном для физиократов, "акциями" для А. Смита, "трудом" для Д. Рикардо. К. Маркс выделял ценностную субстанцию – человеческий труд, количество которого, затраченное на производство той или иной вещи, и приводит к появлению ценности (exchange value)(2). Благодаря инкорпорированности труда в товары возможно сравнение между собой вещей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего.
Отдельную позицию в ценностном определении антикварных вещей занимало государство. Оно стремилось монополизировать владение произведениями искусства, в том числе антикварными вещами. Начало этой политике было положено серией декретов, вышедших в 1918 г.. В результате имущество, принадлежавшее бывшим "эксплуататорским классам", перемещается во владение государства, старые символы высокого социального положения переходят к новым владельцам, перенявшим господствующие позиции.
В руках государства эти вещи символизируют водворение нового строя, который сделал общенародным достоянием то, что раньше принадлежало избранным. Поэтому концентрация в частных руках старых ценных вещей, равно как и торговля ими, не приветствовались.
Значимым агентом на антикварном рынке являлись аукционы. Их проводили некоторые крупные магазины и аукционные дома ("Геллос", "Альфа-арт"). Продажа вещи с аукциона и включение ее каталог имеют большое значение для придания вещи "статуса", подтверждения ее подлинности, создания известности; чем престижней и известней аукцион, тем большую значимость приобретает предмет, с него проданный. Аукционные торги влияют на моды на антикварном рынке. Появилась не только дифференциация магазинов, но и своего рода специализация регионов.
В постсоветский период антикварный рынок получает возможность легализации. С 1992 г. начинается процесс приватизации государственной собственности. В том же году при Министерстве культуры образован специальный Комитет по сохранению культурных ценностей. Антикварные торговцы и коллекционеры могут теперь открывать собственные магазины, получив предварительно в территориальном комитете лицензию. Так антикварная торговля внутри страны передается в сферу частного предпринимательства; при этом государство оставляет за собой некоторые монопольные позиции. Начиная с 90-х годов, появляются первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка.
Антикварная мебель – источник ценнейшей информации о стране и исторической эпохе, к которой она принадлежит, о жизни и быте людей, владевших ей. Мебель – одна из важнейших составляющих интерьера, она, фактически, не только оформляет, но и организует его, связывая друг с другом различные его части в единый архитектурно-художественный ансамбль.
Название "мебель", принятое в русском языке, происходит от латинского слова mobilis - «подвижный». Оно очень точно характеризует мебель именно как «движимое» имущество, которое можно переставлять в пределах одного помещения или дома, а при желании – перевозить с собой. Это значение сохранилось за словами, обозначающими мебель во многих языках: по-французски оно звучит meuble, по-итальянски - mobile, по-испански - meubles.
В словарях русского языка (толковых и энциклопедических) слова с корнем "антик" имеют две смысловых коннотации(4). Первая из них связана с античностью, древнегреческой культурой. Она относится к проблеме происхождения слова и остается за пределами нашего анализа. Вторая связана с современными значениями и поэтому более интересна: антиквариат – старые, редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Другой текст, кодифицирующий слово "антиквариат" – президентский указ "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей", – трактует его следующим образом: "… Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад".