Новый быт рубежа XIX и XX веков
Эпоха модерна
В конце XIX иска художники и архитекторы начали поиск новых изобразительных форм, отказываясь от надоевших за столетие перепевов прежних стилей. На первый план снова выходят целесообразность и удобство вещей, но ар-нуво придает им совершенно новый облик.
Основой искусства модерна стало обращение к природным формам с их непрерывным движением и отсутствием прямых линий и углов. Стены и потолки, окна и двери, мебель и светильники, рисунок обоев и обивка диванов подчиняются логике прихотливых линий, причудливо струящихся, капризно извивающихся, словно расползающихся по всем поверхностям.
Художники модерна старались создать в интерьере цельный архитектурно-предметный Ансамбль, объединяя в одном декоративном стиле все элементы, от формы оконных проемов до дверных ручек. В новых зданиях помещения, освободившись от оков симметрии, располагаются в соответствии с их функцией, анфилады сменяются центричнои планировкой вокруг холла или лестницы.
Пространство дома обогащается выступами эркеров, впадинами ниш, лоджий, арок, проемов с решётками и витражами.
Кадр из фильма «Милый друг» режиссеров Д. Доннеллана и Н. Ормрода, 2012 год.
Жизнь в эту эпоху стала заметно удобнее и чище. Новые особняки оснащались лифтами, электрически освещением, паровым отоплением, водопроводом и канализацией. В богатых домах даже появились первые пылесосы, электровентиляторы и телефоны.
Такая короткая, но потрясающе стильная Белль Эпох послужили источником вдохновения для многих кинематографистов. К счастью, осталось достаточно иллюстраций, картин и фотографий, позволяющих художникам но костюмам достоверно, а порой с реставраторской скрупулезностью воспроизводить интерьеры и наряды того времени.
По материалам журнала История моды, ДеАгостини.
Выпуски серий ДеАгостини.
ЛАМПЫ
Керосиновые лампы и свечи начинают вытесняться электрическими лампами, которые поначалу казались нестерпимо яркими. В первую очередь они появлялись в общественных интерьерах — магазинах, банках, затем во дворцах и особняках знати. Художники модерна по достоинству оценили ту свободу, которую предоставило им электрическое освещение, — лампы быстро обрели невиданное многообразие форм, среди которых главенствовали, конечно, природные образы. Тяжеловесные хрустальные люстры сменились утонченными сверкающими каскадами стеклянных струй и капель, цветных бусин и тонких стеклянных трубочек.
ТОРЖЕСТВО ФЛОРЫ
В любой, даже самый заурядный интерьер можно было внести элементы нового стиля с помощью аксессуаров. Комнаты изобиловали всевозможными статуэтками, шкатулками, фотографиями в затейливых рамках и прочими безделушками из стекла, фарфора, керамики, металла, дерева.
И конечно, в эпоху, прославлявшую красоту настоящей и вымышленной флоры, никак нельзя было обойтись без ваз.
В декоративной керамике и фарфоре Прекрасной эпохи, исполненных в разных техниках, особенно распространены были цветочные мотивы, практически ставшие синонимом искусства ар-нуво. Чаще всего изображались растения с длинными стеблями — ирисы, маки, лилии, лотосы, водоросли, словно обвивавшие предмет или «выраставшие» из него.
ИЗЫСКАННАЯ МЕБЕЛЬ
В мебели этого времени развиваются одновременно две тенденции: декоративная, с прихотливыми линиями и формами, и конструктивная, с ясным и прямолинейным построением - второй подход характерен больше для немецких и английских мастеров.
Но в любом случае мебель должна была быть удобной и красивой.
Художники модерна сочетали декоративные возможности разных материалов, соединяя традиционную деревянную основу не только с инкрустациями из древесины множества оттенков, но и со вставками из керамики, металла, цветного стекла. В числе особенно модных предметов мебели на рубеже веков были резные буфеты и серванты, позволявшие выставить на всеобщее обозрение, например, красивую посуду.