Трансформация стоимости
При перемещении антикварных вещей от одних групп к другим происходит трансформация их стоимости из утилитарной или потребительной в символическую или демонстративную. Представители так называемого среднего класса перестают находить ценность в старых предметах, которыми они располагают, так как не могут их больше использовать по прямому назначению. Происходит смена эстетических воззрений, появляется идеология нового быта, строится новое жилье. В результате вещи прошлой эпохи перестают составлять "стилистическое единство времени" и начинают считаться немодными, некрасивыми, некомфортными и т.п. Поэтому их владельцы, стремящиеся к получению все новых материальных благ, стараются от них избавиться.
Представители других групп, наоборот, находят ценность в старых вещах, в их демонстрационной и символической функции. Коллекционирование или простое приобретение антикварных вещей служит для них способом конструирования или поддержания определенной "знатной" идентичности, способом создания личной истории, одной из возможностей символического подкрепления высоких экономических или властных позиций. Антикварные вещи являются достаточно удобными для этого, потому как они сами обладают историей, которая создается их первыми и последующими владельцами, контекстами использования и т.п.
Приобретение таких "историчных" предметов равнозначно присвоению себе их историй, например имен и титулов прежних владельцев, или престижности, связанной с именем автора, или просто значимости, определяемой той или иной прошедшей эпохой. Кроме того, антикварные вещи легко коллекционируемы, то есть из них легко составить серию предметов по одному или нескольким признакам – по времени создания, по стилю и т.д. Историчность, "коллектибельность", а также художественная значимость (или ценность материалов) делает антикварные вещи предметами par excellence для того, чтобы они получили символическую ценность в социуме.
Антикварный рынок становится своего рода посредником при трансформации потребительной стоимости старых вещей. Его участники – антикварные торговцы –не только исходят из оценок, осуществляемых покупателями-коллекционерами, но и сами активно участвуют в определении ценности вещей. Значимую роль здесь играют некоторые институциональные формы: аукционы, каталоги, эксперты, крупные престижные магазины, салоны, – которые появляются на российском рынке после "перестройки".
Государство также занимает значимую позицию в процессе социального переопределения ценности. Оно покупает вещи у граждан и осуществляет торговлю ими за границу и внутри страны, выделяя, таким образом, так же, как и торговцы, коммерческую ценность антикварных вещей. Оно присваивает себе наиболее ценные предметы и использует их для символического подтверждения своей значимости или представляет своего рода гарантию ценности вещи в том случае, если она находится или находилась во владении государства (как это происходит в постсоветское время, когда важную роль при подтверждении ценности и подлинности стали играть эксперты государственных музеев).