Аукционы
Значимым агентом на антикварном рынке являлись аукционы. Их проводили некоторые крупные магазины и аукционные дома ("Геллос", "Альфа-арт"). Продажа вещи с аукциона и включение ее каталог имеют большое значение для придания вещи "статуса", подтверждения ее подлинности, создания известности; чем престижней и известней аукцион, тем большую значимость приобретает предмет, с него проданный. Аукционные торги влияют на моды на антикварном рынке. Появилась не только дифференциация магазинов, но и своего рода специализация регионов. Центром антикварных покупок становится Москва. Петербург превращается скорее в ресурс или источник антикварных вещей. Торговля переориентируется на новых состоятельных клиентов.
Новые покупатели антиквариата. В начале 90-х годов начался бум антикварной торговли. Появился новый слой состоятельных людей внутри страны, ориентированный на крупные и дорогие покупки. Источниками его доходов стали, главным образом, новые для России формы экономической деятельности. Антикварные вещи оказались подходящим товаром для этой категории покупателей. Благодаря тому, что их стоимость не уменьшается с течением времени, они рассматриваются как способ вложения денег. К тому же покупка ценных антикварных вещей является престижным демонстративным актом. Всех "новых покупателей" можно разбить на частных и корпоративных.
Корпоративные покупатели. К таковым можно отнести коммерческие банки и крупные коммерческие организации. В начале 90-х годов банки составляли коллекции антикварных вещей и произведений современного искусства. Будучи новыми финансовыми институтами, они не имели устоявшихся образцов взаимодействия с общественностью и старались перенять западные традиции. Одной из таких традиций было составление художественных коллекций. Однако для банков России такой опыт оказался неудачным, во многом потому, что их коллекции часто представляли незначительную художественную ценность или содержали подделки. Поэтому ожидания банков о выгодном вложении денег и рекламе не оправдались – "коллекции не удалось продать даже за ту сумму, которая была в них вложена".
Вопрос: А почему банковские коллекции были плохие?
Ответ: Среди них было много подделок. Да они еще и выставки устраивали! Приходят специалисты, смотрят – что-то не то, подделка. Потом, формировались эти коллекции как попало. Выдержанную в одном стиле, согласно всем канонам коллекцию собрать трудно. Нужно чтобы она была еще и полной. Только тогда она значимая. А потом, как они подбирали дилеров? Ты знаешь меня, я знаю тебя... Через знакомых, друзей. Среди них много непрофессионалов было. Или они старались продать банкам что попало. Сами-то владельцы мало что в этом понимают.
Частные покупатели. Другой группой покупателей антикварных вещей и коллекций были частные лица – представители новых богатых слоев населения. Обычно респонденты называют их новыми русскими или новыми богатыми. Для них приобретение антиквариата также было элементом престижного потребления и выгодного вложения денег. От прежних коллекционеров, состоятельных покупателей советского периода, сохранивших свое имущественное положение, их отличает то, что они не имеют необходимых для коллекционирования знаний, которые в советское время передавались преимущественно через семью. Среди них существуют группы с различными стратегиями покупок, мотивами и способами использования антикварных вещей, что, очевидно, зависит от уровня художественного образования.
"Классические новые русские" . О них антикварные торговцы обычно высказываются с презрением как о тех, кто мало знает, плохо разбирается в искусстве. Их выделяют по внешнему виду (например, по золотым цепям, которые часто упоминаются как одна из основных характеристик), по особенностям выбора антикварных вещей. Такие покупатели при выборе руководствуются прежде всего ценой вещи, либо же известностью автора, стиля и т.п. Продавец в магазине предупредил, что картина поддельная, а цена не оправдывает качества.
Тем не менее, тот ее купил: "Главное, что я гостям скажу, – объяснил бизнесмен в цепях. – Нарисовал Айвазовский, стоит три "штуки". Респонденты также отмечают стремление этой категории ко всему нарочито-пышному, изготовленному из дорогих материалов. Сейчас стал моден модерн. Потому что это смешение стилей. Ну и потом он появился в конце прошлого века, начале нашего …, тогда, как и сейчас, появлялось большое количество новых богатых. Тогда был в моде напыщенный, шикарный стиль. Он и сейчас снова в моде. Новые русские покупают, подобно такому вкусу, все пышное, роскошное, напыщенное так же, как тогда. Основной функцией антикварных вещей для этой категории можно назвать демонстративную.
Новые богатые. Выражение "новые русские" по отношению к ним обычно не используется. "У меня есть друзья, ну они, конечно, не новые русские, а так, обычные люди, у которых деньги появились". Они гораздо чаще, нежели новые русские, прибегают к помощи экспертов. Нанимается специальный эксперт-оформитель, который составляет коллекции, оформляет интерьер жилища, сам находит вещи, представляя нанимателям смету расходов. Эксперта находят через знакомства: либо он "оформлял квартиру друзьям", либо его рекомендует эксперт-оформитель, работающий у друзей.
Для новых богатых важнее показать не столько уровень дохода, сколько "культурность", умение разбираться в искусстве, знание истории, причастность к аристократической практике коллекционирования предметов искусства. Поэтому они приобретают вещи, руководствуясь не только ценой. При покупке их интересует подлинность вещи, ее стилистическое соответствие всей коллекции, общему интерьеру или изначальным элементам декора квартиры. Антикварные вещи здесь призваны украшать быт, они имеют эстетическое значение для своих владельцев. Другим веским мотивом антикварных покупок является вложение денег, для чего важна подлинность вещи, ее художественная ценность и прочее.