Технический прогресс рубежа XIX и XX веков
Стремительный технический прогресс рубежа XIX и XX веков стал определяющим признаком эпохи.
Пространство и время словно сжимались, а люди учились жить все быстрее — и немалая роль в этом ускорении принадлежала электричеству. Оно неотвратимо преображало повседневность, наполняя ее невиданными прежде чудесами: ярким светом, телефонной связью, радио, первой, еще громоздкой и неуклюжей бытовой техникой, помогающей в хозяйстве. Тусклые газовые и керосиновые фонари сменились ярким сиянием электрических. Поражавший воображение ослепительный (по сравнению со свечами и керосиновыми лампами) свет даже немного пугал, лишая интерьеры привычного уюта полумрака — все оказалось вдруг ярче, рельефнее, заметнее стали пятна на обоях и морщинки на лицах...
Все больше людей перебирается в города, на улицах появляется общественный транспорт — сперва конка, которую тянули по рельсам лошади, а на рубеже столетий ее начинает вытеснять трамвай (его появлению на улицах предшествовали бурные дебаты: многие опасались, что трамваи будут пугать лошадей, электрический ток — убивать людей и вызывать пожары). К 1913 году в Лондоне, Париже, Берлине, Будапеште уже существует метрополитен.
По улицам городов затарахтели первые автомобили — пока еще больше похожие на конные экипажи, шумные, тряские, изрыгающие клубы темного дыма.
Особенный энтузиазм в обществе пробуждают успехи в воздухоплавании: небо бороздят гигантские дирижабли, совершенствуются аэропланы — их полеты, воплощающие извечную мечту человечества о покорении неба, неизменно вызывают огромный интерес и восторг публики.
С ВЕТЕРКОМ
На рубеже веков на городских улицах, изумляя прохожих и пугая лошадей, появляются автомобили (в России их поначалу называли «моторы») — сперва только у самых богатых людей. Первые авто еще напоминали по конструкции экипажи — часто открытые, с откидным верхом, на тряских рессорах, с деревянным кузовом темного цвета, изнутри отделанным кожей. Машины заводились не без труда, развивали скорость до 50-70 километров в час (с эффектной легкостью обгоняя кареты и коляски), медленно тормозили и часто ломались.
Неприятной особенностью ребристых автомобильных шин, смягчавших тряску, было то, что они поднимали целые фонтаны воды и грязи или клубы пыли на дороге. Неудивительно, что непременными атрибутами шоферов открытых авто стали очки-«консервы», кепка с «ушами», не слетавшая с головы от встречного ветра, и автомобильный плащ из толстой кожи, защищавший от холода и грязи.
ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
Если в 1870-е был популярен велосипед «пенни-фартинг», с передним колесом намного больше заднего, то уже в 1880-е выпускаются модели, похожие на современные. Производители пускаются в эксперименты: наряду с двухколесными создаются и трехколесные грузовые велосипеды, тандемы (в том числе и для трех, четырех и даже пяти человек — триплеты, квадриплеты и квинтиплеты; их использовали только спортсмены), велосипеды для езды в лежачем положении, семейные велосипеды с коляской для ребенка, специальные дамские модели, с низкой прогнутой рамой и сеткой, защищавшей юбки от попадания в спицы (для тех, кто все-таки не решался надеть блумеры).
Заботились и о костюме мужчин-велосипедистов: существовало такое полезное приспособление, как специальные «обхваты для брюк», предохранявшие штанины «от порчи и загрязнения».
По материалам журнала История моды, ДеАгостини.
Выпуски серий ДеАгостини.