Русский заказ. Начало 20-го века
Первые броневые автомобили
Из журнала Боевые машины мира (3 номер).
Перебронировка Остинов
в цеху Морского завода. В центре - броневик Храбрый
6-го пулеметного автомобильного взвода. Английские колеса с пупырчатыми
покрышками демонтированы, и вместо них установлены русские.
Успехом постройки первых бронемашин на русских заводах в Военном министерстве особенно не
обольщались. Мощности единственного в России Русско-Балтийского вагонного завода не хватало
для покрытия нужд армии в транспортных машинах, тем более в броневых. Пришлось обратиться к союзникам по Антанте.
В августе 1914 года была образована специальная закупочная
комиссия во главе с командиром Запасной автомобильной роты полковником Секретевым, которая отбыла в Англию с целью закупки автомобильной техники и имущества, в том числе и броневых автомобилей.
АНГЛИЙСКИЙ ПРОЕКТ
Бронеавтомобиль Остин
из состава 8-го пулеметно-автомобильного взвода, 25 февраля 1915 года.
По прибытии в Англию русские офицеры были неприятно разочарованы: осенью 1914 года там бронировали все подряд без какой-либо системы, примитивно и совсем не так, как хотелось бы русским. Первый полноценный британский броневик - Роллс-Ройс
- выпустили только в декабре. При этом у него была только одна башня с одним пулеметом.
Разработать проект бронеавтомобиля, соответствующего тактико-техническим требованиям русских, в довольно сжатые сроки взялись инженеры фирмы Austin Motor Co. Ltd. В итоге 29 сентября 1914 года эта фирма получила заказ на 48 машин.
Базой для Остина
послужило легковое шасси этой же фирмы так называемого колониального
(colonial) типа с двигателем мощностью 30 л. с. На последнем устанавливался карбюратор Клейдиль
и магнето Бош
. Передача на задний мост осуществлялась с помощью карданного вала, система сцепления - кожаный конус. Коробка передач имела четыре скорости вперед и одну - назад. Колеса изготавливали из дерева, размер шин - 895 х 135. Машина чистой массой в 166 пудов (2656 кг) защищалась броней толщиной 3,5-4 мм, изготовленной на заводе Виккерс
.
Экипаж состоял из командира, младшего офицера, водителя, ефрейтора и двух пулеметчиков, младшего унтерофицера и ефрейтора. Каждый броневик обошелся русской казне в 1150 фунтов стерлингов.Остин
6-го пулеметно-автомобильного взвода и его экипаж. На колесах машины английские покрышки, 1915 год.
С 21 декабря 1914 года в Русской армии приступили к формированию пулеметных автомобильных взводов. Первоначально они формировались по штату № 19 и имели три бронеавтомобиля типа Остин
, четыре легковых автомобиля, три мотоцикла без коляски и один с коляской, грузовой автомобиль, автомастерскую и автоцистерну. Личный состав состоял из четырех офицеров и 45-46 нижних чинов. По этому штату сформировали восемь взводов - с 5-го по 12-й.
Существенным недостатком Остинов
была тонкая броня, поэтому по прибытии в Россию ее частично заменили на 7-миллиметровую. В таком виде Остины
пошли в бой. Однако первые же столкновения с противником выявили недостаточность этой меры.
22 февраля в 7 часов утра автомобили 8-го взвода подошли к противнику на 900 шагов и открыли огонь. Противник немедленно открыл встречный пулеметный огонь, которым броня автомобилей была сильно пробита в нескольких местах. На
.Сильном
был убит поручик Рубец и ранен шофер, после чего автомобиль ушел. На Славном
двумя пулями ранен шофер, убит подпоручик Иогансен и ранен штабс-капитан ЦорнОстин
2-й серии Кавказец
4-го автопулеметного взвода, 1916 год.
Начиная с машин 13-го взвода, все Остины
первой серии поступали на Ижорский завод и подвергались полной перебронировке. Только после этого их передавали взводам. Броневики, уже отправленные на фронт, постепенно отзывались в Петроград для замены брони. Разумеется, увеличение толщины брони повлекло за собой и рост массы боевых машин. Это отрицательно сказалось на и без того невысоких динамических характеристиках броневика. На отдельных машинах замечался и прогиб швеллеров рамы. К существенным недостаткам можно отнести и форму крыши водительской кабины, которая ограничивала сектор обстрела пулеметов вперед. Тем не менее Остины
пришлись ко двору
. Отчасти из-за того, что ничего лучшего все равно не было, отчасти потому, что и на этих весьма несовершенных по современным понятиям машинах можно было воевать.
Остины
2-й серии поступали на вооружение, начиная с ноября 1915 года. Всего же с 23 декабря 1915 года по 12 июля 1916 года на фронт отправили 56 броневиков, еще три машины находились в резерве, а один броневик был передан в Собственный Его Величества гараж в распоряжение заведующего технической частью гаража прапорщика А.Кегресса для установки полугусеничного хода.