admin

Русский заказ. Начало 20-го века

Первые броневые автомобили

Из журнала Боевые машины мира (3 номер).
Перебронировка Остинов в цеху Морского завода. В центре - броневик Храбрый 6-го пулеметного автомобильного взвода. Английские колеса с пупырчатыми покрышками демонтированы, и вместо них установлены русские.

Успехом постройки первых бронемашин на русских заводах в Военном министерстве особенно не
обольщались. Мощности единственного в России Русско-Балтийского вагонного завода не хватало
для покрытия нужд армии в транспортных машинах, тем более в броневых. Пришлось обратиться к союзникам по Антанте.

В августе 1914 года была образована специальная закупочная комиссия во главе с командиром Запасной автомобильной роты полковником Секретевым, которая отбыла в Англию с целью закупки автомобильной техники и имущества, в том числе и броневых автомобилей.

АНГЛИЙСКИЙ ПРОЕКТ
Бронеавтомобиль Остин из состава 8-го пулеметно-автомобильного взвода, 25 февраля 1915 года.

По прибытии в Англию русские офицеры были неприятно разочарованы: осенью 1914 года там бронировали все подряд без какой-либо системы, примитивно и совсем не так, как хотелось бы русским. Первый полноценный британский броневик - Роллс-Ройс - выпустили только в декабре. При этом у него была только одна башня с одним пулеметом.

Разработать проект бронеавтомобиля, соответствующего тактико-техническим требованиям русских, в довольно сжатые сроки взялись инженеры фирмы Austin Motor Co. Ltd. В итоге 29 сентября 1914 года эта фирма получила заказ на 48 машин.

Базой для Остина послужило легковое шасси этой же фирмы так называемого колониального (colonial) типа с двигателем мощностью 30 л. с. На последнем устанавливался карбюратор Клейдиль и магнето Бош. Передача на задний мост осуществлялась с помощью карданного вала, система сцепления - кожаный конус. Коробка передач имела четыре скорости вперед и одну - назад. Колеса изготавливали из дерева, размер шин - 895 х 135. Машина чистой массой в 166 пудов (2656 кг) защищалась броней толщиной 3,5-4 мм, изготовленной на заводе Виккерс.

Экипаж состоял из командира, младшего офицера, водителя, ефрейтора и двух пулеметчиков, младшего унтерофицера и ефрейтора. Каждый броневик обошелся русской казне в 1150 фунтов стерлингов.
Остин 6-го пулеметно-автомобильного взвода и его экипаж. На колесах машины английские покрышки, 1915 год.

С 21 декабря 1914 года в Русской армии приступили к формированию пулеметных автомобильных взводов. Первоначально они формировались по штату № 19 и имели три бронеавтомобиля типа Остин, четыре легковых автомобиля, три мотоцикла без коляски и один с коляской, грузовой автомобиль, автомастерскую и автоцистерну. Личный состав состоял из четырех офицеров и 45-46 нижних чинов. По этому штату сформировали восемь взводов - с 5-го по 12-й.

Существенным недостатком Остинов была тонкая броня, поэтому по прибытии в Россию ее частично заменили на 7-миллиметровую. В таком виде Остины пошли в бой. Однако первые же столкновения с противником выявили недостаточность этой меры.

22 февраля в 7 часов утра автомобили 8-го взвода подошли к противнику на 900 шагов и открыли огонь. Противник немедленно открыл встречный пулеметный огонь, которым броня автомобилей была сильно пробита в нескольких местах. На Сильном был убит поручик Рубец и ранен шофер, после чего автомобиль ушел. На Славном двумя пулями ранен шофер, убит подпоручик Иогансен и ранен штабс-капитан Цорн.
Остин 2-й серии Кавказец 4-го автопулеметного взвода, 1916 год.

Начиная с машин 13-го взвода, все Остины первой серии поступали на Ижорский завод и подвергались полной перебронировке. Только после этого их передавали взводам. Броневики, уже отправленные на фронт, постепенно отзывались в Петроград для замены брони. Разумеется, увеличение толщины брони повлекло за собой и рост массы боевых машин. Это отрицательно сказалось на и без того невысоких динамических характеристиках броневика. На отдельных машинах замечался и прогиб швеллеров рамы. К существенным недостаткам можно отнести и форму крыши водительской кабины, которая ограничивала сектор обстрела пулеметов вперед. Тем не менее Остины пришлись ко двору . Отчасти из-за того, что ничего лучшего все равно не было, отчасти потому, что и на этих весьма несовершенных по современным понятиям машинах можно было воевать.

Остины 2-й серии поступали на вооружение, начиная с ноября 1915 года. Всего же с 23 декабря 1915 года по 12 июля 1916 года на фронт отправили 56 броневиков, еще три машины находились в резерве, а один броневик был передан в Собственный Его Величества гараж в распоряжение заведующего технической частью гаража прапорщика А.Кегресса для установки полугусеничного хода.