Т-38. Русские танки
В 98 номере журнала Русские танки вышла крошечная по размеру, но очень интересная редкая модель - танк Т-38, амфибия. Башня поворачивается, гусеницы на месте.
Русские танки №98. Масштабная модель Т-38.
С 1933 по 1939 год в части Красной армии поступило около 4 тысяч плавающих танков Т-37А и Т-38. Им пришлось немало повоевать еще до Великой Отечественной войны. И поскольку амфибии использовали в основном не по назначению, их действия в основном были неудачными или малоэффективными.
Боевые машины этого типа состояли и на вооружении воздушно-десантных войск. В 1935 году в Экспериментальном институте НКТП под руководством П. И. Гроховского была разработана универсальная подвеска ПГ-12, предназначенная для транспортировки по воздуху и посадочного десантирования пяти основных образцов боевой техники.
Т-38. Русские танки №98. Модель крошечная по размеру, металлическая.
В середине 1930-х годов они поступали в механизированные, а затем и в танковые соединения. В частности, в 1937 году в штат механизированного корпуса входило 67 танков Т-37. В двух боевых эскадронах механизированного полка кавалерийской дивизии остояло до 30 Т-37 и Т-38. В основном же они поступали танкетные, а затем в танковые батальоны стрелковых дивизий, сентябрю 1939 года, например, таких батальонов было 30, в каждом насчитывалось по одной танковой роте из 22 единиц Т-37/38.
Танк Т-38. Архивные фотографии.
Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовали такие машины в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, ганки Т-37А были только в составе стрелково-пулеметного батальона 11-й танковой бригады (8 единиц) и танкового батальона 82-й стрелковой дивизии (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.
В некоторых частях на траки гусениц Т-37 А и Т-ЗВ наваривали шипы, изготавливаемые из подручных материалов. Там, где такой возможности не было, переворачивали гребнем наружу от двух до восьми траков, что несколько повышало проходимость.
Известны всего два случая за всю войну, когда плавающие танки применяли по прямому назначению. В начале сентября 1942 года Невская оперативная группа Ленинградского фронта получила задачу форсировать Неву в районе Невской Дубровки. Среди прочих частей к этой операции привлекался и отдельный батальон легких танков, в состав которого входили танки Т-37А и Т-38, отремонтированные на ленинградских заводах и переданные из расформированных разведывательных батальонов армий Ленинградского фронта. В батальоне было 29 танков, часть из которых потонула в ходе переправы, а большинство вышли из строя на захваченном плацдарме.