admin

Боевые машины мира

6 номер журнала, обзор выпуска. ТЯГАЧ МАЗ-535А

Боевые машины мира, журнальная серия с металлическими коллекционными миниатюрами военной техники в масштабе 1:72. В каждой выпуске журнала - новая миниатюра.

Разработка автомобиля МАЗ-535 началась в сентябре 1954 года. В мае - июне 1956 года были собраны два первых опытных образца, в ходе испытаний которых выявилась недостаточная прочность рамы, что не обеспечивало кинематического согласования многочисленных элементов трансмиссии при воздействии динамических нагрузок.

Конструкторы СКБ разработали новую клепано-сварную раму лестничного типа, изготовленную из стального листового проката и имевшую корытообразное сечение и наклонные Z-образные лонжероны. Впоследствии данная конструкция рамы применялась во всех последующих многоосных машинах Минского автозавода.
Боевые машины мира №6. ТЯГАЧ МАЗ-535А.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТЯГАЧ МАЗ-535А

  • СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, т: 19,4.
  • ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ,т: 7.
  • ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8780, ширина - 2805, высота - 2915, дорожный просвет - 475, колея - 2150.
  • ДВИГАТЕЛЬ: Д-12-А-375,12-цилиндровый У-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения; мощность 375 л. с. (276 кВт) при 1650 об/мин.; рабочий объем 38 880 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: комплексный одноступенчатый гидротрансформатор, планетарная  рехступенчатая коробка передач с золотниковым механизмом включения дисковых фрикционных муфт разных ступеней, двухступенчатая раздаточная коробка, несколько промежуточных редукторов, семь дифференциалов, главные передачи, 16 карданных валов и восемь планетарных колесных редукторов.
  • СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 60.
  • ЗАПАС ХОДА, км: 700.

Помимо военного применения, тягачи МАЗ-535А использовались и в народном хозяйстве для перевозки крупных неделимых грузов. Так, при транспортировке 200 тонного трансформатора для Ингурской ГЭС в состав автопоезда входили три тягача МАЗ-535А.
Боевые машины мира №6. ТЯГАЧ МАЗ-535А. Колёса крутятся.

Для монтажа ракетных пусковых установок на базе МАЗ-535А было создано опытное шасси МАЗ-535Б. В 1959 году на Уральском машиностроительном заводе на МАЗ-5356 была установлена опытная пусковая установка Д-110К тактического комплекса Онега с ракетой ЗМ1 (стартовая масса до 3 т), испытания которой проходили в 1960 году. В апреле следующего года начались испытания тактического комплекса Ладога с ракетой ЗМ2 (стартовая масса 3150 кг).

Три пуска в июле - сентябре 1961 года завершились разрушением ракеты на активном участке траектории из-за конструктивных дефектов. В начале следующего года готовилась партия ракет усовершенствованной конструкции, однако 3 марта 1962 года работы по этой системе были прекращены. Шасси МАЗ-535Б оказалось слишком слабым для использования в качестве пусковой установки. Вместо этих ракетных систем в 1961 году на вооружение был принят ракетный комплекс Луна. По иронии судьбы гусеничное шасси пусковой установки 2П16 этого комплекса, созданное на базе плавающего танка ПТ 76, имело небольшой ресурс, и для транспортиров ки комплекса на большие расстояния использовался специальный полуприцеп, который буксировал седельный тягач МАЗ-535В.
Боевые машины мира №6. ТЯГАЧ МАЗ-535А. Металлическая коллекционная модель.

Следует отметить, что седельный тягач МАЗ-535В с допустимой нагрузкой на опорно-сцепное устройство 12 т, оказался едва ли не самым востребованным вариантом машин семейства.

От базовой машины он отличался балансирной подвеской задней тележки без упругих элементов, применением более прочных 16-слойных шин, отсутствием лебедки и отсутствием регулирования давления в шинах. Выпуск этого тягача начался в 1959 году на МАЗе, а впоследствии осуществлялся на КЗКТ, причем короткое время параллельно с МАЗ-535А. Чаще всего МАЗ-535В использовался в сцепе с двухосным низкорамным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 с четырьмя односкатными колесами, предназначенным для перевозки по шоссе.

БММ №6, фото коллекционной модели

6 номер журнала, обзор выпуска. ТЯГАЧ МАЗ-535А. Журнал и модель в упаковке.

МАЗ-535, модель в упаковке.

БММ №6. ТЯГАЧ МАЗ-535А. Описание в журнале.

Балластный тягач МАЗ-535А. Военный парад в ознаменование 44-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Москва, 7 ноября 1961 года.

Боевые машины мира №7. Анонс. ТАНК М60АЗ (США, 1978).