Скульптуры фараонов, вельмож и рабов
Важным этапом на творческом пути скульпторов было овладение техникой изготовления гипсовых масок с лиц умерших, что помогло развитию скульптурного портрета, так как скульпторам приходилось перерабатывать маски, чтобы воссоздать облик живого человека. При этой переработке и происходил тщательный отбор черт.
При создании скульптур фараонов основная цель была иная - передача образа неограниченного владыки, сына бога. Бесстрастные лица, хотя сохранившие портретные черты, но всегда идеализированные и приподнятые, сверхмерно мощные тела - таковы были утвержденные канонами художественные особенности царских скульптур времени Древнего царства. Иногда царь изображался как равный в группе с божеством, иногда его охранял священный сокол, воплощение бога. Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы - фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими черты правившего фараона. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владык Египта. Заслуженной известностью пользуется прославленный Большой Сфинкс возвышающийся около нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основу составляет известняковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. При обработке она была дополнена известняковыми плитами. Высота Сфинкса ровна 20 метрам, длина - 57 метрам. На голове изображен полосатый царский платок, надо лбом был урей - священная кобра, по верованиям египтян, своим огненным дыханием охраняющая богов и царей. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка - в синий и красный.
От статуй царей и вельмож резко отличны статуэтки слуг и рабов, которые ставили в гробницы знати для постоянного магического приготовления пищи умершему и его обслуживания. Перед нами полные движения фигурки людей, растирающих зерно на ручных зернотерках, пекущих хлебцы, замешивающих пиво, варящих пищу па очаге. Гончары сидят у гончарного круга, кузнец раздувает пламя в горне, музыкант играет на арфе. Позы их отличаются большим разнообразием, как это и требовалось для показа различных трудовых процессов. Мастера отмечают худобу горшечника, усталость изнемогшей от работы старухи. Большое место в искусстве Древнего царства принадлежит цветному рельефу. Стены внутренних помещений пирамидных II солнечных храмов, равно как и мастаб, сохранили большой интересный материал, показывающий пути развития этой области изобразительного искусства. Достаточно указать, что в пирамидном ансамбле фараона Сахура рельефы занимали 10 тысяч квадратных метров. Тематика рельефов царских храмов определялась их назначением - прославить погребенного в пирамиде владыку как сына бога и могучего царя и воспроизвести все, что иосспечило бы его загробное благоденствие. Перед нами проходят изображения фараонов среди богов, затем сцены побед и привода пленных, удачных охот, далее - приношение жертв, даров, заупокойные обряды.