Стили глиптики раннединастического периода
В глиптике раннединастического периода отмечают три художественных стиля, последовательно сменивших один другой.
Первоначально господствовал так называемый «парчовый стиль». Изображения, вырезанные на камне, напоминают узор вышивки (может быть, он действительно связан с тканью). Линии фигур как бы рассеяны по поверхности, образуя непрерывный, одинаковой плотности узор.
Этот принцип непрерывного узора сохранен и в следующем периоде (вторая четверть 3 тысячелетия до н. э.), однако фигуры кажутся еще более бестелесными. Поверхности их не моделируются вовсе и становятся совершенно плоскими. Сложный, многолинейный рисунок выполнен сухой, безжизненной линией и только очерчивает контуры фигуры. Стиль этот определен как «изобразительно-линейный». Но если «парчовый стиль» жертвовал сюжетом для рисунка, то печати второго периода гораздо более разнообразны, и именно в сюжетном отношении.
К концу раннединастического периода (2500-2400 гг. до н. э.) явно наблюдается новый интерес к пластике и моделировке, и стиль его называют «декоративно-рельефным».
Увлечение моделировкой было характерным для искусства Двуречья более раннего времени. Таким образом, мы снова сталкиваемся с определенным возвращением к прежним стилистическим приемам, которые в сочетании с приемами, разработанными в раннединастический период, - такими, как изокефалия, непрерывность рисунка, - придает изображениям особую выразительность. Большое значение приобретает композиция, основой которой становится разнообразнейшее пересечение фигур.
Что касается сюжетов изображений, то совершенно явственно преобладает несколько определенных тем: сцены священного пира, изображение божества, плывущего в фантастической лодке и окруженного фантастическими фигурами (особенно в начале периода), изображения животных и т. д. Особенно разнообразны и необычны по сюжетам памятники времени I династии Ура (26 в. до н. э.). Однако по количеству дошедших до нас памятников ни одна из этих тем не может сравниться с так называемым «фризом сражающихся» - темой, которую следует признать ведущей в это время.
Она возникает примерно в середине раннединастического периода и встречается вплоть до начала 2 тысячелетия до н. э. В разнообразных вариантах мы видим сцены охоты на хищников, защиты от них беспомощных диких животных и домашнего скота антропоморфными или фантастическими существами, вроде человеко-быка, или борьбы этих существ между собой. Тема эта, часто без достаточных оснований сопоставлявшаяся с известным аккадским эпосом о Гильгамеше, в действительности, скорее, может быть трактована как изображение далеких обожествленных предков - охотников и скотоводов, помогающих защитить и охранять стада.