Магазин "Флора" (С.-Петербург)
Когда входишь в этот магазин, удивляешься не кованым фонарям, не светлой прихожей с ковровой дорожкой на лестнице, и даже не швейцару, одетому под стать генеральному директору. Удивляешься тому, что и портье, и продавец, и кассир, и консультант в зале - все здороваются с тобой, словно с родным человеком. Перед тобой распахивают двери, тебе улыбаются, приглашают в зал... Уже за одним этим люди заходят в магазин "Флора", открывшийся на Петроградской стороне.
Здесь продаются копчености, вина, салаты, кондитерские изделия, кофе - те продукты, которыми богат и обычный продовольственный магазин, но... ставка делается на более изысканный ассортимент. Здесь можно найти редкие сорта сыра, коллекционные вина, морские деликатесы, такие чаи, которые завозятся в Петербург в небольших количествах - для гурманов. Посетители через месяц после открытия магазина стали говорить о нем как о новом формате торговли: "продуктовый бутик".
Зачем и кому нужен магазин такого типа? Востребован ли он покупателями? На эти вопросы отвечает его управляющий Андрей ЕФИМОВ:
- Наш магазин был задуман и появился благодаря владелице ресторанов "Флора" и "Антверпен". Это часть ее проекта для людей, которые ценят качество и самих продуктов, и сервиса.
Конечно, в Петербурге открывается много магазинов, но чаще всего они одинаковы по стилю - это некий универсальный "техно". В них предлагается приблизительно одно и то же, а обслуживание отдает постсоветским периодом: хамство, пренебрежительное отношение к покупателям... Даже грамотному руководству трудно изжить это в коллективе. А между тем, у человека - особенно у состоятельного - должен быть выбор. Для этого и была создан наш "бутик", в котором возрождаются традиции дореволюционных петербургских магазинов - таких, как, например, Елисеевский. Кроме того, хозяйке хотелось сделать нечто необычное к 300-летию города.
Во "Флоре" действительно решили непростую задачу: совмещение стиля "ретро" с современными технологиями торговли. Архитектурный проект и дизайн курировали главный художник Санкт-Петербурга Иван Уралов и несколько молодых архитекторов. По их замыслу, снаружи магазин (а он находится на первом этаже одного из новых домов, выдержанного в стиле "северный модерн") в простенках, в чугунных медальонах, металлом "выписаны" названия продуктов. Над окнами, украшенными витражами, висят кованые фонари матового стекла. Пол выложен плитами из керамогранита под мрамор и мозаикой. А вот чего здесь нет - так это привычного в крупных магазинах "советского ампира": нефритовых колонн, золоченых люстр и прочей пестроты. Здесь - сдержанная роскошь: если мозаика, то лишь фрагментами; если витраж - то только в верхней фрамуге, чтобы не препятствовать солнечным лучам.
Освещение магазина устроено довольно оригинальным образом. Витраж на потолке имитирует "фонарь"-световод, какие модно было делать в зданиях на рубеже XIX-XX веков. Люминесцентные лампы под матово-белым плафоном дают ровный, рассеянный свет. Впечатление дополняют так же подсвеченные колонны. Они делят зал на две части. Одна посвящена торговле как таковой. Здесь расположены холодильные витрины с мясными, рыбными и овощными деликатесами. Это оборудование немецкой линейки Linde работает во "Флоре" от выносного компрессора, благодаря чему в зале тихо. Стены и внешняя сторона витрин обшиты дубовыми панелями.
Вторая часть магазина задумана как зона отдыха - в ней располагаются винный, кондитерский отделы и кофейня. Пока бармен за стойкой готовит кофе, посетитель может устроиться с газетой в кресле кремовой кожи или рассмотреть фотографии на стенах. С потемневших дагерротипов в зал смотрят аристократические семейства, заснятые, видимо, в одном из первых фотоателье города. На других снимках - улицы дореволюционного Петербурга. Кроме фотографий в рамках, во "Флоре" можно увидеть и образчики старинной полиграфической рекламы, и царские бумажные деньги.
Когда приносят заказанный кофе или чай, пропадает ощущение, что находишься в магазине. На дубовый стол ставят домашний фарфор (такие чашки наверняка были у вашей бабушки), вазочку с вареньем, изящную сахарницу - и слияние с прекрасным для многих началом XX века становится полным. (Для приготовления кофе используется итальянская кофе-машина Electra, а собственно напиток поставляет "Алеф-кофе".)
Конечно, один дизайн едва ли мог бы, сам по себе, с такой театральной точностью передать атмосферу старинного магазина: для этого нужны хорошие "актеры" - грамотный и любезный персонал. Пожалуй, его работа и делает "Флору" именно бутиком. Андрей Ефимов объясняет:
- Мы с самого начала старались добиться высокого уровня обслуживания. С чем сталкивается покупатель в обыкновенном универсаме, когда хочет купить деликатесный продукт? Он спрашивает продавца, каков тот на вкус, и при этом выясняется, что тот никогда не пробовал ни экзотических фруктов, ни осьминога, ни жаркое из зайца, ни то вино, которое так красиво выложено в зале. Продавец обычно понятия не имеет, как это надо готовить и с чем есть.
Мы же уделили особое внимание тренингам для сотрудников. Для их проведения мы привлекли тех поставщиков, чьи бренды у нас представлены. Специалисты дали продавцам подробнейшую консультацию по каждому продукту. А Илья Лазерсон, шеф-повар ресторана "Флора", читал персоналу лекции по свойствам разных блюд. Теперь тот, кто у нас стоит за прилавком, всегда может объяснить покупателю, какой сыр подается на десерт, а какой добавляют в кондитерские изделия; какие вина и закуски лучше сочетаются.
Что касается продажи вин, то в этом отделе работают люди, прошедшие подготовку в ресторане в качестве официантов. Конечно, это не 100% сомелье, но они разбираются в производителях, знают особенности вина того или иного года, могут рассказать о вкусовых оттенках, например, разных производителей.
Именно этих тонкостей недостает сейчас обычной торговле. У людей есть деньги, есть желание попробовать что-либо необычное, но не хватает знаний в изысканной кулинарии. Наши продавцы, владея такой информацией, превращают процесс продажи в маленькое шоу, которое и приносит магазину коммерческий успех.
Честно говоря, открывая "Флору", мы боялись ее неприятия со стороны покупателей. Казалось, что многих излишняя роскошь должна раздражать. Но этого не произошло. Напротив: люди интересуются выбором, интерьером, с удовольствием остаются выпить кофе.
У "Флоры" появились постоянные покупатели. В расчете на них мы планируем расширить ассортимент полуфабрикатов и ввести новую услугу - заказ продуктов. Первое подразумевает продажу в особой витрине ресторанных блюд, которые дома можно довести до готовности с минимальными усилиями. Это будут полуфабрикаты от Ильи Лазерсона, который предложит нашим гостям свои фирменные блюда. Скажем, приобретенное здесь блюдо хозяйке дома нужно лишь положить в духовку, и через полчаса подаст своим гостям, скажем, рулет из индейки с грибами.
Второе наверняка заинтересует занятых людей, которые, например, едут на пикник. По телефону покупатель делает заказ - пусть это будет шашлык на 10 человек, - а в назначенное время забирает маринованное мясо, вино, овощи, соусы, салфетки и другие принадлежности, которые могут понадобиться на отдыхе.
Нельзя не признать, что "Флора" с самого начала взяла высокую планку и в обслуживании, и во всем прочем. Но мы уверены, что сможем поддерживать этот уровень.