Путь российского металла
С 1996 года широкое распространение получила широкая переориентация поставок российского экспорта с Запада на Восток: в Китай, Индию, Корею, Гонконг, Тайвань. Это помогает предприятиям Сибири сбывать менее требовательным азиатским покупателям металл невысокого качества, одновременно обходя европейские квоты. В дальнейшем российский металл - сам или в виде изделий из него - переправлялся через крупнейший восточный торгово-посреднический центр - Гонконг на рынки США и Запада. Однако в 1996 году в США, Гонконге, Индии и на Тайване наблюдается рост собственного производства стали. Поэтому спрос на импортный товар со стороны этих стран будет падать.
Таким образом, путь российского металла через восточные страны можно считать лишь временной стратегией проникновения на мировой рынок. В долгосрочной перспективе отечественным производителям придется переориентироваться на резкое увеличение качества металлопроката, чтобы убедить рынок Запада в том, что антидемпинговые меры для российских товаров больше не нужны.
Российская металлургия переживает глубокие структурные перемены. Ее предприятия в большинстве случаев являются градообразующими, в Новокузнецке это видно вполне отчетливо.
Зарубежная практика взимания налогов в корне отличается от той, что принята сейчас в России. Налоги получают в основном с потребительских товаров, реализуемых населению, а не с предприятий и фирм базовых отраслей.
Нужно перестать полагаться на металлургию в основном как на средство добычи валюты. Отрасль сама по себе достаточно финансово-емкая. А европейский опыт, опять же, показывает, что выгоднее дотировать горнодобывающие отрасли и тем сдерживать рост цен и инфляцию.
Нужно снизить предельный уровень налогов для отрасли до 50 процентов, сохранить внебюджетный инвестиционный фонд для металлургии, обуздать налоги в горнорудной промышленности и цены в энергетике и транспорте, от которых, как известно, целиком зависит металлургическое предприятие. [8]
На протяжении многих лет развитие металлургии основывалось на строительстве крупных предприятий (комбинатов), экономика которых в силу поставок больших монтажных партий металлопродукции таким же крупным предприятиям других отраслей была наиболее эффективной. Но по мере насыщения рынка металлопродукцией массового спроса и создание огромного металлофонда страны (примерно 2 млрд. тн.) изменились требования к поставкам, и все чаще возникает необходимость в производстве специфических видов металлоизделий целевого назначения. Этой задаче наиболее полно отвечают в последнее время передельные металлургические предприятия сравнительно небольшой мощности (обычно порядка 300 - 500 тыс. тн. стали в год), которые принято называть мини-заводами.
В первую очередь они призваны удовлетворять местных потребителей металлопродукции, поскольку гибко реагируют на изменение спроса на рынке, способствуют использованию резервов рабочей силы, почти всегда имеющихся в условиях рыночной экономики. Деятельность этих предприятий не вызывает экономической напряженности.