Черная металлургия
В черной металлургии преобладает комбинирование на основе последовательной переработки исходного сырья (руда - чугун - сталь - прокат).
Черная металлургия
Российская металлургия унаследовала от бывшего СССР громадный потенциал, замечательные традиции, квалифицированные кадры, значительные достижения в области теории, технологии и техники в различных сферах металлургического производства. Вместе с тем комплекс экономических и социальных проблем, среди которых одной из наиболее серьезных является крайне напряженная экономическая обстановка в металлургических регионах, обусловленная изношенностью технологического оборудования, отсутствием или недостаточной эффективностью отечественных сооружений, чрезмерной концентрацией производства.
Большое внимание должно быть уделено структурной перестройке металлургической промышленности на основе создания сети сверхкомпактных производств, органично вписанных в единую производственную структуру.
Изменение общественно-политической и экономической ситуации в стране, как в зеркале отразилось на жизнедеятельности Западно-Сибирских металлургических предприятий (впрочем, как и многих других). Борьба за рынок сбыта продукции из категории философской переходит в повседневную жизнь трудового коллектива. Требования к качеству, высоким эксплуатационным свойствам стали для предприятий понятиями экономическими.
В результате экономического кризиса значительно подорожают металлы и металлопродукция, поэтому спрос на них внутри страны сократится еще больше. А ведь их потребление и так уже уменьшилось по сравнению с 1991 г. от 2-х до 3-х раз. В металлургии при сохранении нынешних тенденций снижения рентабельности убыточность производства уже в III квартале, по оценкам достигает 30%. Ведь металлургические предприятия потребляют до трети производимой в стране электроэнергии. Грядущее ее удорожание увеличит себестоимость металлов в среднем в 1, 8 раза. А увеличение расходов в отрасли на 1 рубль приведет к повсеместному росту розничных цен на все виды различной конечной продукции и услуг в среднем на 5 рублей. [6]
Непрерывный, причем опережающий рост цен и тарифов на электроэнергию, коксующий уголь, топливо и железнодорожные перевозки не позволяет застабилизировать цены на металлы и металлопродукцию. Если в 1992 г. на каждый рубль товарной продукции в металлургии затраты составляли 67 копеек, то к июлю этого года они возросли до 94 коп., а концу года с удорожанием электроэнергии, отрасль, как отмечалось раньше, станет полностью убыточной. Причем отрицательную рентабельность нельзя будет скомпенсировать за счет экспорта. Во-первых, этому помешает «валютный коридор», курс в котором отстал от инфляции. А во-вторых, из-за снижения цен на металлы на внешних рынках: за полугодие в среднем на 15%. Поэтому наоборот нынешние убытки от экспорта компенсируются за счет повышения цен на металлопродукцию, поставляемую на внутренний рынок, и они в среднем на 50% уже превышают экспортные. [6]
Ситуация, которая сложилась в черной металлургии - непростая. За последние годы металлурги резко увеличили производство черных металлов. Однако, несмотря на огромный спрос на черные металлы в России, большая их часть уходит за границу: около полутора миллиона тонн в месяц. Но не спешите обвинять в непатриотичности отечественных производителей. Поверьте, не от хорошей жизни они это делают.
Проблема неплатежей, которая охватила буквально все сферы экономики, не обошла и черную металлургию. У предприятий нет денег, чтобы купить металл. На внутреннем рынке тонна черного металла стоит 400-600 долларов. [4] А за границей его можно купить и по 200 долларов. Вот и приходиться нашему производителю, чтобы получить хоть какие-то «живые деньги», экспортировать со страшной силой металл. А потом его же, но уже обогнувший чуть ли не весь мир, а значит, накрутивший приличную цену, ввозить в Россию. При этом в накладе оказывается вся российская сторона: добывающие предприятия, продающие свою продукцию с убытком; заводы, вынужденные тратить огромные деньги, импортируя металл. И, конечно же, государство, которому нечего взять с нерентабельной отрасли. В результате всех этих манипуляций с черными металлами (между прочим, многие из них являются стратегическим сырьем) с прибылью остаются лишь многочисленные иностранные посреднические компании.
Причин, замкнувших этот заколдованный круг, несколько. Это кризис неплатежей, так называемый валютный коридор, отсутствие государственного регулирования производства и экспорта черных металлов. Но самая, пожалуй, на сегодня большая проблема - непомерные транспортные расходы. Перевозка черных металлов по рубежам нашей любимой Родины делает их золотыми. Так, железнодорожный тариф на перевозку железной руды в 2 - 2, 5 раза дороже стоимости самой руды. Столь необходимые для металлургии щебень, шлаки практически остаются невостребованными, так как перевозка их раз в 10 дороже стоимости самой продукции. [4] Более того, иностранная компания, вознамерившаяся купить в России черные металлы, обрекает себя на ужасную волокиту! Она должна заключить несколько договоров: непосредственно с поставщиком, железной дорогой, на отгрузку металла в порту и, конечно, с пароходством. А если учесть то обстоятельство, что Министерство путей сообщения РФ повышает железнодорожные тарифы на перевозку грузов, то это не только увеличивает себестоимость металла, но и порождает хаос, который в конечном итоге бьет по карману отечественного производителя.