Кл. (7) F 02 B 71/00
Измалков Герман Иванович
Измалков Юрий Германович
Двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам по изменению степени сжатия и может использоваться в различных двигателях внутреннего сгорания.
Известны различные устройства по изменению степени сжатия, например, поршень для автоматического изменения степени сжатия двигателя внутреннего сгорания (см. авт. св. СССР № 1576701, кл. (7) F 02 B 75/04, 1988), содержащий корпус, соединенный с верхней головкой шатуна при помощи поршневого пальца, стакан, размещенный на корпусе с возможностью осевого перемещения, полость переменного объема, образованную корпусом и стаканом, сообщенную с магистралью подвода жидкости и картером, и аккумуляторную полость.
Недостатком этого поршня является малая его эффективность.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия (см. авт. св. СССР № 1576702, кл. (7) F 02 B 75/32, 71/00, 1988), содержащий рабочий цилиндр с четырьмя камерами сгорания и двумя поршнями двухстороннего действия, жестко соединенными при помощи штока, выходной вал с маховиком и передаточный шатунно-кривошипный механизм.
Недостатком этого двигателя является его малая эффективность.
Задачей изобретения является создание двигателя внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия эффективного, надежного, имеющего высокий КПД и большую технологичность. Применение изобретения позволит иметь двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия с большими потребительскими свойствами и большими пределами изменения степени сжатия.
Поставленная задача решается тем, что предложенный двигатель содержит корпус, цилиндр, поршень со штоком, разделенным на две части, которые связаны между собой винтовым соединением, а каждая в отдельности часть связана со своей втулкой шлицевым соединением, и при этом одна из этих втулок имеет жесткую связь с корпусом, а вторая имеет возможность вращения, например, от червячной передачи.
На чертеже схематично показан предложенный двигатель, общий вид.
Предложенный двигатель состоит из корпуса 1, в котором находится цилиндр 2, в котором находится с возможностью скольжения поршень 3, который жестко связан со штоком 4, разделенном на две части, связанные между собой винтовым соединение 5. Обе эти части связаны со своими соответственно втулками 6 и 7 шлицевыми соединениями и при этом втулка 6 имеет жесткую связь с корпусом 1, а втулка 7 имеет возможность вращения, например, от червячной передачи 8. В цилиндре 2 над поршнем 3 имеется надпоршневое пространство 9.
В предложенном двигателе изменение степени сжатия происходит за счет изменения объема надпоршневого пространства 9. Когда через червячную передачу 8 передается крутящий момент, то втулки 6 и 7 прокучиваются относительно друг друга, это приводит к тому, что обе части штока 4 прокучиваются в винтовом соединении 5, что приводит к сближению или удалению этих частей в зависимости от направления вращения в червячной передаче 8.
При удалении этих частей объем пространства 9 уменьшается, а степень сжатия увеличивается, а при их сближении – все наоборот. При не поступлении крутящего момента на червячную передачу 8 втулка 7 остается неподвижной, так как червячные передачи имеют большое самоторможение.