Стиль бидермейер в быту
Стиль бидермейер ярче всего проявлялся в быту: удобная мебель, обилие мелочей, которые потом назовут «мещанскими», картины, где преобладают жанровые сценки... Немецкие и австрийские поэты, художники и писатели идеализировали «маленькие радости» домашнего уюта, любовно выписывая каждую мелочь, проповедуя полное погружение в природу и семейный круг.
ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА
Чтобы понять, что такое бидермейер в искусстве, достаточно взглянуть на нескольких его представителей. К примеру, Карл Шпицвег, немецкий иллюстратор и художник, изображал на картинах обычных бюргеров: за работой, на отдыхе, на прогулке. Его работы близки к реализму, но окрашены теплым юмором. В России тоже можно найти художников, не чуждых бидермейеру: это Алексей Венецианов с его идиллическими сценками из крестьянской жизни, или Василии Тропинин, известный не только портретом Пушкина, но и «Кружевницей», «Золотошвейкой» и прочими идеализированными изображениями «людей труда».
Еще одно яркое собрание полотен в духе бидермейера — так называемая Галерея красавиц.
Художник Йозеф Штилер написал целую серию портретов, для которых ему позировали самые прелестные девушки и молодые женщины. Они отвечали тогдашнему идеалу красоты — конечно, такому, каким его видел заказчик Галереи, король Баварии Людвиг I. Он украсил портретами Штилера свою мюнхенскую резиденцию, и на стенах Галереи рядом висели изображения как принцесс, так и простых горожанок.
В музыке бидермейер породил множество сентиментальных пьес. Тогда же в моду вошел венский вальс. На приемах, которые устраивали в ходе послевоенного Венского конгресса, именно вальс стал коронным танцем. Дипломаты и журналисты увезли его в свои страны, и в тридцатых годах по вальсу сходила с ума вся Европа. Мелодии для венского вальса сочиняли лучшие композиторы — такие как Иоганн Штраус (отец) и Йозеф Франц Ланнер.
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР
Бидермейер не обошел стороной и Россию. В это время Александр Сергеевич Пушкин создает своего «Евгения Онегина» — не что иное, как портрет высшего общества во всех его деталях.
Этот роман в стихах не раз ставили на сцене, а после того, как в 1878 году Петр Ильич Чайковский написал оперу, началось победное шествие «Онегина» по всему миру, ведь язык музыки не нуждался в переводе. Первая постановка состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве, в 1881 году «Евгений Онегин» шел уже на Большой сцене, а в 1895-м оркестром дирижировал сам Рахманинов.
Создавая оперу, Чайковский переживал трагедию с почти пушкинским сюжетом: ему призналась в лю6ви поклонница, которую он почти не знал и которой поначалу отказал. Но после встречи он неожиданно женился на ней — и так же неожиданно сбежал. В итоге опера была закончена вдали от России, в Италии, но стала своего рода визитной карточкой русского композитора — более того, за рубежом опера «Евгений Онегин» куда ботее известна, чем сам роман в стихах. У нас же шедевр Чайковского никогда не сходит с театральных подмостков.
Параллельно сочиняет Николай Гоголь, рисуя картины провинциальной жизни. К слову, оба творца не брезговали подробнейшим образом описывать моды того времени.
По материалам журнала История моды, ДеАгостини.
Выпуски серий ДеАгостини.