Покупка лайнеров
"Аэрофлот", похоже, выполнит данное еще в 1999 году правительству обещание купить шесть лайнеров Ил-96. Во вторник авиакомпания подвела официальные итоги голосования своих акционеров по этой сделке. Несмотря на то, что эксплуатация Ил-96 недавно была запрещена надзорными органами из-за выявленных дефектов, акционеры, имеющие право участвовать в сделке, а именно Национальная резервная корпорация (НРК) Александра Лебедева, контролирующая 30% "Аэрофлота", проголосовала за покупку "Илов", тем самым обеспечив работой также подконтрольную ей лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко."(ИФК).
Шесть лет прошло с момента, как "Аэрофлот" пообещал государству приобрести партию дальнемагистральных самолетов Ил-96. Покупка "Илов" была главным условием предоставления авиакомпании льгот на ввоз в Россию 27 самолетов производства Boeing и Airbus. Без этих преференций "Аэрофлоту" пришлось бы выплатить в бюджет ни много ни мало 400 млн. долларов в виде таможенных пошлин.
Государство перевозчику поверило, а вот "Аэрофлот", как показало время, спешить с приобретением отечественной авиатехники не стал. Авиакомпании понравились завезенные иномарки, эксплуатация которых, как при любом удобном случае утверждает перевозчик, обходится значительно дешевле российских "Илов". Масло в огонь совсем недавно подлили надзорные органы, выявившие в августе у Ил-96 (в парке у "Аэрофлота" уже есть шесть таких самолетов) 28 производственных дефектов. Кстати, последовавший запрет на полеты этого типа самолетов до сих пор не снят, и "Аэрофлот" вынужден держать самолеты на приколе.
В результате назначенное на 19 сентября внеочередное собрание акционеров "Аэрофлота", на котором и должна была быть одобрена сделка, оказалось под угрозой срыва. Интриги добавило выпущенное накануне этого мероприятия заявление "Аэрофлота", в котором перевозчик, по сути, в ультимативной форме потребовал от лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." собрать новые самолеты без каких-либо дефектов (Газета рассказывала об этом 13 сентября), чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию.
Впрочем, как оказалось, требования "Аэрофлота" в большей степени носили профилактический характер. Собрание акционеров состоялось в назначенный срок. А подведенные официальные итоги показали, что сделку акционеры одобрили. Правда, государство - основной акционер "Аэрофлота" - участия в ее одобрении принять не смогло. Получилось так потому, что, владея помимо акций "Аэрофлота" акциями лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко.", у которой "Аэрофлот" как раз и покупает "Илы", государство оказалось заинтересованным лицом. В результате на первый план при одобрении сделки вышел частный акционер "Аэрофлота" - Национальная резервная корпорация. Впрочем, контролируя 30% перевозчика, НРК в какой-то степени тоже является заинтересованным лицом. Ведь в портфеле корпорации есть и акции "Ильюшин Финанс Ко.", которую она контролирует через аффилированные структуры.
Интересно, что одобрили сделку акционеры даже без внесенных дополнений по поводу бездефектного выпуска самолетов. "Заявления "Аэрофлота" пока что остались устной декларацией", - говорит пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий. Скорее всего, эти дополнения появятся позже. Но не исключено, что в дальнейшем, уже при реализации сделки, они могут затянуть поставку самолетов.
По плану первый Ил-96 поступит в авиапарк "Аэрофлота" примерно через 18 месяцев. Остальные - в течение последующих двух лет. "Если никаких противодействий в реализации договора в будущем не возникнет, мы готовы поставить самолеты в срок", - говорит Липовецкий. Надеются в ИФК и на то, что "Аэрофлот" в будущем пересмотрит свою позицию по отношению к российской авиатехнике. "Есть надежда на то, что главный российский перевозчик все-таки будет отдавать предпочтение нашим, а не зарубежным самолетам", - говорит Липовецкий.
В "Аэрофлоте" думают по-другому. "Пока на нашем рынке нет хороших предложений как по среднемагистральным, так и по дальнемагистральным самолетам, - говорит пресс-секретарь авиакомпании Ирина Даненберг. - А при нынешних ценах на авиакеросин мы просто вынуждены еще чаще смотреть в сторону наиболее топливоэффективных иномарок".
20.09.2005 / Андрей Ковалевский