admin

МАКС впервые состоялся как бизнес-площадка

В воскресенье свою работу завершил седьмой авиакосмической салон "МАКС-2005". Вызвав ажиотаж у простых любителей авиации, которые были готовы выстаивать четырехчасовые очереди в пробках, в этом году выставка, пожалуй, впервые за свою историю состоялась как бизнес-площадка. Самой активной на ней оказалась лизинговая компания "Ильюшин Финанс", которой, несмотря на недавний арест части акций, удалось заключить контрактов более чем на 1,7 млрд. долларов. Отрадно, что непосредственное участие в развитии отечественного авиапрома теперь примут и европейцы. Сразу две крупные иностранные компании - EADS и Alenia Aeronautica -заявили о том, что станут акционерами "Иркута" и "Гражданских самолетов "Сухого" соответственно.

По окончании таких авиасалонов, как Ле-Бурже или Фарнборо, принято подводить финансовые итоги, благо многомиллионных контрактов на этих бизнес-форумах заключается немало. Оценивать же проходящий с 1993 года МАКС как бизнес-площадку в последние годы как-то не было повода. Воспринималась российская выставка, проходящая в подмосковном Жуковском, скорее как шоу.

Тем приятнее констатировать факт, что в этом году на МАКСе было заключено немало серьезных сделок, влияние которых на развитие российского авиапрома будет существенным на протяжении последующих пяти лет. Российские авиапроизводители в ходе салона договорились о поставках авиакомпаниям 80 самолетов на сумму около 3 млрд. долларов. И это при том, что в последнее время в стране производилось в лучшем случае 10 самолетов в год.

Впрочем, сами организаторы и возможные фигуранты сделок до начала МАКСа ничем свой оптимистический настрой не выдавали. Гендиректор авиасалона Игорь Новиков и вовсе заявлял о том, что претендовать на лавры Фарнборо и Ле-Бурже МАКС-2005 не будет, а `лучшее, что у нас есть - это летная программа`.

Но уже первый день авиасалона показал, что организаторы лукавили: отличилась авиастроительная корпорация `Иркут`, подписавшая соглашение о стратегическом партнерстве с европейским консорциумом EADS. `Иркут`, который получает сейчас львиную долю доходов за счет экспорта боевых самолетов Су-30МК (в Малайзию и Индию), давно заявлял о желании увеличить продажи гражданской авиатехники. Партнерство с европейскими авиастроителями как раз и нацелено на выполнение этих планов. Соглашение предусматривает, что EADS выкупит 10% акций `Иркута` за 50 млн. евро. Эта сделка позволит партнерам начать реализацию ряда совместных проектов, в частности, продвижение российских самолетов-амфибий Бе-200 на европейский и американский рынки.

Чуть позднее об интеграции с корпорацией `Сухой` заявила итальянская компания Alenia Aeronautica. Купив не менее 25% акций `Гражданских самолетов Сухого` - `дочки` `Сухого`, итальянцы, специализирующиеся на производстве военной и гражданской авиатехники, намерены поучаствовать в продвижении на рынок регионального самолета RRJ.

Кстати, именно региональные самолеты - RRJ и российско-украинский Ан-148, который будет собираться на Воронежском авиазаводе, а не продукция Airbus и Boeing, стали самыми востребованными моделями прошедшего МАКСа. `Сухому`, который долгое время не мог найти для своего регионального самолета покупателей, удалось заключить первый `твердый контракт` с Финансовой лизинговой компанией (ФЛК) на постройку сразу десяти региональных самолетов RRJ. По словам гендиректора ФЛК Евгения Зарицкого, общая стоимость этих самолетов составит примерно 260 млн. долларов, а их поставка заказчику начнется уже в 2008 году.

Правда, ложкой дегтя в бочке меда `Сухого` стало заявление Минтранса о том, что, `учитывая, что двигатели RRJ низко расположены по отношению к земле, 80% российских аэродромов могут оказаться не приспособленными к приему этих самолетов`.

Еще более впечатляющими выглядят успехи лизинговой компании `Ильюшин Финанс` (ИФК), которая в ходе салона умудрилась продать авиакомпаниям не только 36 самолетов Ан-148, но и 10 самолетов Ил-96 и 7 самолетов Ту-204 на общую сумму 1,7 млрд. долларов. И это при том, что 60% акций компании с конца июля находятся под арестом по требованию Генпрокуратуры (в отношении руководства ИФК идет следствие о злоупотреблениях).

Одним из заказчиков ИФК помимо российских авиакомпаний стал кубинский национальный перевозчик Cubana. С благословения Фиделя Кастро кубинцы купили два самолета Ту-204 и один Ту-204С (грузовая модификация), которые производятся на Ульяновском авиазаводе. Кроме того, кубинцы приобретут два Ил-96-300.

Были на МАКСе и совсем экзотические покупки. Так, встреченный с помпой король Иордании Абдалла II, в прошлом профессиональный военный, прикупил для своих ВВС два военно-транспортных самолета Ил-76МФ на общую сумму 100 млн. долларов. На этом Абдалла пообещал не останавливаться. Следующими покупками короля, хобби которого, к слову сказать, является коллекционирование старинного оружия, могут стать военные вертолеты фирмы `Камов` и военно-спортивные самолеты `Сухого`.

21.08.2005 / Андрей Ковалевский