Саманное счастье
Ростовские интеллигенты бросили город ради жизни в соломенных домах
АНАСТАСИЯ ОРЛОВА, Ростов-на-Дону
Горожане добровольно стали «робинзонами».
Целый жилой район из камыша, дерева, глины и соломы возводят экологи-энтузиасты в 30 километрах от Ростова-на-Дону. В строительстве поселка участвуют 45 ростовских семей, выкупивших пустующие земли у одного из местных совхозов. Строят исключительно собственными силами: среди 200 экопоселенцев есть дизайнеры, экономисты, ученые, изобретатели, строители, садоводы. Возделывать землю они тоже намерены сообща.
«Наше экопоселение – не коммуна, а что-то вроде родовых имений. Мы хотим, чтобы наши дети дышали по-настоящему свежим воздухом и ели экологически чистые продукты, выращенные в огороде, – рассказала «Новым Известиям» один из инициаторов проекта, ростовский врач Ирина Вотрина. – Мы намерены не только работать на своих участках, но и зарабатывать. Например, выращивать и продавать кедры, а также построить срубы, в которых будут жить туристы». В планах у экопоселенцев создать пруд, заповедник и оздоровительно-культурный центр.
Идея создания экологически чистого поселка под Ростовом возникла несколько лет назад. Впрочем, назвать ее российским ноу-хау сложно: 3и даже 12-этажные соломенные дома давно существуют в Америке. «В основе строения лежит деревянный каркас, на котором крепятся специальные соломенные блоки, – рассказала Ирина Вотрина. – Снаружи дом отделывают гипсом или глиной. Кровля состоит из камыша. Главное преимущество природных материалов – их теплоемкость. Соломенный дом в четыре раза теплее кирпичного, саманный – в семь раз. К тому же ржаная солома практически не горит, а после отделки дом приобретает высшую категорию пожаростойкости».
Соломенных домов в России насчитывается всего около пятидесяти, и строить их мало кто умеет. Поэтому самодеятельные экологи приглашают в Ростов редких умельцев и организуют специальные семинары. Стоимость подобного жилья в десятки раз меньше деревянных или кирпичных домов. Экологи подсчитали, что саманный дом обходится в 50 тыс. рублей. Финансовые вопросы участники проекта решают по-разному. У одних есть какие-то сбережения, другие берут кредит.
По словам экопоселенцев, самым сложным для них стала борьба с местным чиновничеством. «Чтобы купить землю, пришлось получать статус общественной организации – иначе поселковые администрации отказывались продавать участки, – говорит участник проекта Илья. – А за это время изменился закон о продаже садоводческой земли, и участки подорожали вдвое».