Энтузиасты земляного строительства
Ерунда, что технология саманного строительства сложная. Очень простая технология. А если монолитное саманное строительство, то вообще очень просто - месится масса и накладывается в опалубку. Минус в том, что сохнуть будет долго.
Вообще, строительство из грунта - это самое естественное строительство. Дома из грунта могут стоять очень долго. В Великобритании есть саманные дома которым 500 лет (а там влажность высокая).
Действительно за саманным домом мы постоянно (ежегодно) ухаживали. Но этого можно избежать, если правильно его оштукатурить или обложить чем-то.
А вот землебитный дом не боится дождя и поэтому его не нужно ремонтировать как саманный. Технология проста - опалубка, насыпается слой около 10 см. и утрамбовывается. И так слой за слоем. Всё.
Составляющие смеси - песок, глина, земля.
В последнее время наблюдается строительство саманных домов и это направление в строительстве набирает большие обороты.
Саман данное композитный материал, коий состоит из территории, воды, соломы, глины и песка. Однако составляющие имеют все шансы различаться в зависимости от района (к примеру, взамен соломы применяется камыш, костра, мякина). Саман сможет укладываться вручную, пока же он пластичен или заключаться в формы и обжигаться на солнце. Стабильность самана сопоставими с стабильностью газои пенобетонов марки Шестьсот (предел стабильности Двадцать пять-40 кг/см2). Смешение глины с соломой, нетяжелым и крепким материалом, армирует систему, делало её наиболее лёгкой, крепкой и усиливает теплоизоляционные качества стен и потолков, превращая их в спецефические теплоаккумуляторы, коие, накапливая днём тепло, не выделяют парилке пробраться в доме, а в ночь, напротив, отдают тепло. Надёжен ли саман в сырых местах? В Англии есть десятки тыс. Жизнеспособность самана всецело доказана всему миру веками, а имеет возможность и тысячелетиями.
Такой экологически чистый материал не имеет присадок или же химикатов. Нет надобности в применении машинного оборудования и перевозке материала издали. Данное старинный, опробованный временем, материал. уютных саманных жилищ, почти все из коих применяются наиболее 5 столетий.
В России энтузиастом земляного строительства был не только Н.А.Львов. Одним из ярых сторонников земляных построек был французский изобретатель директор опытной фермы Общества сельских хозяев южной России Изнар. Он изобрёл в 1833 г. устройство («снаряд») для изготовления землебитного камня в формах. Посредством этого устройства он выстроил на опытной ферме общества около Одессы целый ряд построек: жилые дома, конюшни, сараи, скотные дворы и пр. В 1837 г. Изнар имел в Одессе два дома, причём один из них был выстроен из землебитных камней, изготовленных на том же устройстве. Этот дом был двухэтажным размером 19х8,5 м. «Снаряд» Изнара представлял собой обыкновенный копёр. Несколькими ударами бабы весом 150 кг производилось необходимое уплотнение земли в форме, после
чего форма освобождалась от готового камня, и он подвергался сушке. Размеры камня составляли 180х180х360 мм, масса – 22 кг, объёмная средняя плотность – 1860 кг/м3.
Производительность последней модели установки, созданной Изнаром, доходила до 400 камней в течение десятичасового рабочего дня при трёх обслуживающих установку.
Качество построек Изнара, сложенных из землебитного камня на глине, по отзывам нескольких комиссий, было более чем удовлетворительно. Вот некоторые выдержки из этих отзывов:
«…по дешевизне и прочности упомянутый камень может с выгодою заменить обыкновенный естественный камень…»,
«…кирпич получает такую твердость и плотность во всех частях, что он может равняться со здешним одесским камнем…»,
«…оба дома, построенные на опытной ферме из этих кирпичей, представляют все условия прочности, которые только можно желать, и что эти здания не обнаруживают ни малейших следов сырости, хотя они и недавно выстроены…»,
«Гвозди, вколоченные в стену, держались в ней крепко, а на деревянных кольях, воткнутых в ту же стену, висели конюшенные вещи, довольно тяжёлые, без всякого повреждения стены…»
Через 25 лет с момента возведения построек Комиссия Общества сельских хозяев Южной России в 1858 году после обследования построек Изнара установила, что все здания, в том числе, жилые строения, конюшни, сараи, скотные дворы сохранились в первоначальном целом виде. Кирпичи на совершенно неотштукатуренных и необелённых стенах имеют такую плотность, при которой гвозди забиваются в них с величайшим трудом, при этом большая часть их загибается. Жилые дома, включая и нижние этажи, до половины находящиеся в земле, не имеют и следов сырости и отличаются легким, приятным воздухом. Наружные стены у сараев под известковой окраской сохранились без всякого повреждения, а штукатурка, произведённая как из глины, так и из извести, держится на стенах превосходно.
Комиссия, основываясь на 25-летнем существовании этих построек и на тщательном осмотре, выдала Свидетельство о том, что «по чрезвычайной дешевизне, по прочности жилья они могут называться превосходными и могут быть с большой пользой и выгодой возводиться везде, даже в местах, изобилующих естественным камнем и строевым лесом».
В 1828 г. помещик Екатеринославской губернии Абаза построил себе дом в девять комнат, в котором поселился со всем своим семейством. Прожив в нем восемь лет, он убедился, что «чистый воздух, теплота, сухость - суть его достоинства».
Другой помещик Воронежской губернии Муравьёв, узнав о постройках, которые производил из земляного кирпича Абаза, последовал его примеру. Для начала, он построил кухню длиною в 8,5 м, шириною 6,4 м и высотою 2,85 м. После чего, в следующем 1838 г. менее чем за месяц (с 22 августа по 13 сентября)(!) Муравьёв построил себе жилой флигель длиною 14,5 м, шириною 11,4 м и высотою 2,85 м.
В 1840 году два человека за день набивали 150 камней размером 110х200х400 мм.