Рынок топливно-энергетических ресурсов России
Рынок топливно-энергетических ресурсов России в настоящее время характеризуется достаточной развитостью и одно из ведущих мест на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов. Этому способствовала относительная стабильность отраслей ТЭК России.
За весь период реформ в РФ именно показатели деятельности нефтяной отрасли отличались наибольшей стабильностью по сравнению с другими отраслями ТЭК России.
Во времена существования СССР нефтяной комплекс был одой из базовых отраслей народного хозяйства. Доля нефтяного комплекса в общем объеме бюджетных поступлений в1981-1985г. г. составляла порядка 20%. Доля валютной выручки, полученной за счет экспорта нефти и нефтепродуктов, в общем объеме валютных поступлений страны колебалась на уровне 70-75%.
К сожалению, общие экономические проблемы страны не обошли стороной и такую, относительно благополучную отрасль как нефтяная. Трансформация тоталитарной планово-командной экономики, переход на рыночные тип развития, все это создало массу трудностей для неокрепшей экономики России. Развал хозяйственных связей, старая изношенная материальная база, падение платежеспособного спроса населения, неумение работать в рыночных условиях: все эти проблемы не могли не отразиться на состоянии нефтяного комплекса и в итоге произошло снижение добычи нефти почти в 2 раза против дореформенного.
Одним из факторов дестабилизации обстановки явилась в конце 1991 года очень высокая инфляция (порядка 40-50% в месяц) и отставание внутренних цен на многие стратегические ресурсы от цен мирового рынка. В начале 1992 года, после проведенной 1. 01. 92 года всеобщей либерализации внутренних цен, правительство приняло решение о контроле цен на нефть. К сожалению, весь контроль сводился к замораживанию цен на нефть. Новая цена была установлена на уровне 350 рублей/т, что при курсе рубля к доллару 1: 110 означало 3 доллара за тонну. (в 50 раз ниже мировых цен того периода). С этого момента в нефтяной промышленности страны начался период хаоса. Контрабандная торговля нефтью приносила гигантские по своим масштабам прибыли и приняла угрожающий характер. Так как почти все прибыли уходили в карман частных торговцев, была упущена из виду такая важная и основополагающая проблема как возобновление материальной базы и проблема пополнения (хотя бы пропорционально использованию) фонда неработающих скважин и месторождений. Таким образом, следующим шагом правительства в попытке стабилизировать положение в нефтяном комплексе было подписание президентом 18. 05. 1992г. постановления о введении новых цен на нефть. Новая цена была установлена из расчета 1800-2000 руб. за тонну.
К концу 1992 года РФ продавала около половины добываемой нефти через сеть товарных бирж и по свободным ценам. Несмотря на подпитку экономики эмиссионными деньгами, платежеспособность отечественных предприятий, тогда еще в большинстве своем государственных, падала, что неизбежно отразилось и на ценах нефтяного сектора. В результате в декабре 1992 года на бирже цены на нефть варьировались от 8 до 16 тыс. рублей за тонну. Все эти проблемы не могли не сказаться на структуре продаж российского нефтяного комплекса. Занижение внутренних цен на нефть привело к падению продаж на внутреннем рынке и к постепенному переходу нефтяного сектора на экспортную ориентацию. Как временная мера в целях упорядочения торговли нефтью на внешнем рынке был введен институт спецэкспортеров.
В начале 1993 года правительство России представило в Верховный Совет программу реформирования нефтяной отрасли России. Согласно этой программе предполагалось провести акционирование многих российских предприятий нефтяной отрасли, с постепенной передачей основного пакета акций в руки частных инвесторов. В результате реализаций данной программы из бывших производственных объединений были созданы вертикально-интегрированные нефтяные компании, функционирующие в форме холдинга. К числу крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний относятся такие компаний относятся такие компании как «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургут НГ», «Сиданко». Так же эта программа органично включала в себя уже прошедшее реформирование ряда отраслевых министерств ТЭК и создание Министерства топлива и энергетики РФ. В период с 1993 года по 1996 год в нефтяном комплексе РФ сохранилась тенденция к спаду производства. И хотя в последние годы наметилась определенная тенденция к снижению темпов спада, положение продолжает ухудшаться и становиться все более угрожающим. Причем, не только для самой отрасли, для ее эффективного функционирования, но и для всей энергетической безопасности страны. Причин тому несколько, как общеэкономического характера, так и свойственных нефтяной отрасли.