Принципы ценообразования
Принципы ценообразования и основные виды цен на мировом рынке нефти
Поскольку стихийно развивающийся мировой рынок топливно-энергетических ресурсов характеризуется наличием постоянных и резких колебаний в динамике его основных показателей, и в первую очередь цен, целесообразно рассмотреть принципы ценообразования и основные виды цен на основной продукт мирового рынка топливно-энергетических ресурсов - нефть.
В мире сложилось пять основных нефтегазовых центров: ближневосточный, африканский, североамериканский, европейский и азиатско-тихоокеанский. Первые два из них являются нетто-экспортерами нефти, поскольку собственное потребление топлива здесь значительно ниже объемов добычи. Экспортеры нефти в трех других регионах ориентируются в первую очередь на энергодефицитные страны ЕЭС, США, Японию. Однако, собственных ресурсов в этих регионах не хватает, и поэтому значительная доля сырой нефти и нефтепродуктов привозится из первых двух.
Цены на углеводородные ресурсы устанавливаются отнюдь не простым механизмом спроса и предложения в условиях чистой конкуренции, а крупными нефтяными компаниями, формирующими и регулирующими спрос и предложение на рынке нефти и нефтепродуктов. При установлении цен страны-экспортеры нефти стремятся учесть помимо текущей стоимости такие факторы, как рост будущих издержек на поиски, разведку и добычу, а также удорожание импортируемых ими товаров и услуг. Основные принципы ценообразования в нефтяном бизнесе для долгосрочного периода включают:
конкурентный уровень цен на другие виды энергоносителей;
защиту покупательной способности доходов от реализации нефти:
оценку влияния цен на нефть на платежный баланс страны;
учет ценности нефти как невоспроизводимого природного ресурса и ее преимуществ по сравнению с другими источниками энергии;
оценку влияния перспективного соотношения спроса и предложения и возможности поддержания равновесия путем регулирования объемов добычи.