Освещение икон
К освещению икон нужно подойти по-особому, учитывая, для какой среды икона писалась, в какой атмосфере она должны была находиться. К примеру, известный религиозный философ О.Павел Флоренский считал, что для художественного бытия иконы необходимо то освещение, для которого и при котором она была создана: неровный, мигающий, трепетный свет лампады, проходящие через цветное стекло пучки света внешнего, т.е. смешанное искусственное освещение. Будучи написана в полутемной келье, икона оживает только в соответственных же условиях, она мертвеет и искажается в равномерном холодном и сильном освещении музея. Колорит и примитивизм иконы, обилие на ней золота и самоцветов, шитые жемчугом бархатные и парчовые пелены — все это рассчитано на церковное освещение, позволяющее усмотреть в ликах святых «живые явления иного мира» (Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. - Маковец. - М., 1922. -№ I. - С. 31).
Наиболее подходящим мы считаем освещение икон с помощью светодиодных и оптоволоконных светильников. Во-первых, тонкий приглушённый свет светодиодов и оптоволокна позволяет видеть изображения такими, какими они воспринимались бы в церкви; во-вторых, для дополнительной защиты иконы её зачастую помещают под стекло и именно светодиоды и оптоволокно, имея долгий срок службы и лёгкую замену источников питания, обеспечивают бесперебойное освещение музейного экспоната, в-третьих, у этих светильников отсутствует вредное ультрафиолетовое излучение.
Оптоволокно и светодиоды, разумеется, используются не только для освещения икон, но и других экспонатов, особенно тех, доступ к которым ограничен или освещение традиционными источниками света по каким-либо причинам является нежелательным.