XX век и воздухоплавание
Двадцатый век в истории воздухоплавания России начался с того, что 30 августа 1905 года с московского ипподрома стартовал первый в стране рекламный аэростат сигаретной фабрики «Катык». Пилот Жан Овербек, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.
1-й Всероссийский воздухоплавательный съезд, который наметил программу развития отечественного воздухоплавания, состоялся в начале 1918 года. А в мае 1918 г. в первом советском научно-авиационном учреждении «Летучая лаборатория» (Москва) под руководством профессора Н.Е. Жуковского создается аэростатный отдел, и уже через год с бронепоезда «Черноморец» в небо был поднят первый советский аэростат.
В 1922 г. в Советской России установлен первый мировой рекорд. Три пилота — Анощенко, Мейснер и Стобровский — на свободном аэростате совершили полет продолжительностью 22 ч 10 мин. на расстояние 1273 км из Москвы до озера Лиекса в Северной Карелии.
В 1900 г. в Германии совершил первый полет дирижабль Ф. Цеппелина. Это был дирижабль жесткой системы, конструкция которого вскоре стала основной для дирижаблей, строившихся в Германии, Англии и США. 12 мая 1926 г. подобный дирижабль «Норвегия» достиг Северного полюса, а в 1929 году немецкий дирижабль жесткой системы «Граф Цеппелин» объемом 105 тыс. м3 совершил кругосветный перелет протяженностью 35 тыс. км за 21 день с тремя промежуточными посадками. Средняя скорость полета была 177 км/ч. Позже в течение пяти лет этот дирижабль, совершив еще 143 полета в обе Америки, перевез 13 110 пассажиров. Наши пилоты приняли эти достижения Цепелина как вызов, им понадобилось 8 лет, чтобы доказать всему миру — советское, значит, лучшее.
29 сентября — 4 октября 1937 г. на дирижабле «СССР В-6» объемом 19 тыс. м3 с тремя двигателями мощностью 780 л. с. был установлен мировой рекорд продолжительности полета — 130 ч 27 мин. На борту дирижабля находились 16 человек.
30 января 1934 г. советские стратонавты на стратостате «ОАХ-1» объемом 24 920 м3 достигли высоты 22 тыс. м, пробыв в воздухе 7 ч 04 мин.
16 марта 1941 г. С.С. Гайгеров и Б.А. Невернов совершили рекордный (по продолжительности и дальности) полет на аэростате из Москвы в Новосибирскую область, пролетев за 69 ч 20 мин. 2767 км. К 1940 г. в СССР на спортивных аэростатах было совершено свыше 1000 полетов.
Из 24 официально зарегистрированных мировых рекордов в области воздухоплавания 17 были поставлены советскими пилотами.
В 50-е годы был совершен большой скачок в изучении физики атмосферы. Были открыты так называемые струйные течения в атмосфере. Возникла возможность создания карт струйных течений над всем земным шаром и прогнозирования трассы полета аэростата с момента его старта на несколько суток предстоящего полета. Одновременно с расширением знаний по физике атмосферы произошли и существенные изменения в воздухоплавательной технике. Химическая промышленность выпустила новые пластические материалы для изготовления оболочек. Эти материалы прозрачны, прочны, морозостойки, очень легки (1 м2 такой пленки весит 30—50 г) и мало нагреваются лучами солнца. На аэростате, выполненном из таких материалов, можно было достичь высоты около 40 км и продолжительности полета более 15 суток.
Современный рекорд высоты полета принадлежит американцам Малькольму Россу и Виктору Протеру, которые 4 мая 1961 г. поднялись над Мексиканским заливом на высоту 34 668 м, их шар был наполнен водородом. А вот самый высокий подъем на теплом воздухе на 19 811 метров совершил 6 июня 1988 года швед Пер Линдстранд.
11—17 августа 1978 г. американцы Бен Абруццо, Макси Андерсон и Ларри Ньюмен впервые на аэростате преодолели Тихий океан. 2 июля 2002 г. американец Стив Фоссетт установил мировой рекорд, облетев вокруг света за 13 дней 8 часов 33 минуты на шаре по имени «Дух Свободы».
А в декабре 1984 года советские воздухоплаватели установили до сих пор не побитый рекорд самого долгого космического полета воздушных шаров. «Вега-1» достигла Венеры в июне 1985 г. и на воздушном шаре выпустила в атмосферу Венеры модуль, который вел передачу данных об атмосфере Венеры на Землю в течение 56 минут.
Дмитрий ШАРКО