В-2 - бомбардировщик 21 века
В начале марта 1989 года в возрасте 54 лет от рака скончался Джон Патьерно. До момента смерти его имя оставалось неизвестным широкой публике, хотя, бесспорно, он был выдающимся инженером-конструктором. Но Патьерно работал над совершенно секретным проектом. Именно под его руководством создан В-2 - «Бомбардировщик 21 века», - «Невидимый» для радиолокаторов, как утверждают в Пентагоне.
Впервые самолет продемонстрировали американским высоко поставленным лицам и избранным представителям прессы в ноябре 1988 года. Однако, Патьерно так и не увидел свое детище в воздухе. Сроки взлета «чуда» неоднократно переносились. Позднее было объявлено, что первый полет В-2 состоится в июле.
Джон Патьерно - продолжатель дела знаменитого американского авиаконструктора Джона Нордропа, сконструировавшего несколько самолетов-рекордсменов. На его «Сириусе» Чальз Линдберг совершил в 1931 году перелет из Нор-Хейвена (США) через Канаду, Аляску, Камчатку, Курилы и Японию в Китай. В 1932 году Амелия Иерхард на «Веге» первая среди женщин в одиночку пересекла Атлантику. Потом была скоростная «Альфа» - самолет, оказавший влияние на все мировое авиастроение. В 1939 году в Калифорнии была зарегистрирована компания «Нордроп эйркрафт». В октябре один из YB-49 перелетел с калифорнийской базы Мюрок Лейк в Вашингтон, покрыв расстояние в 3630 километров со средней скоростью 822 км/ч. Последующие испытания завершились трагически. 5 июня 1948 года капитан Глэн Эдвардс, проверяя самолет на боковую устойчивость, не справился с управлением. Бомбардировщик стал терять высоту и разбился. Экипаж погиб. Второй YВ-49 потерпел катастрофу при взлете. Пентагон решил не испытывать судьбу и отказаться от закупок YB-49.
Неудача ударила по престижу «Нордропа» но не обескуражила его. Он увлекся очередной идеей - создал для ВВС первую крылатую ракету большой дальности «СНАРК». Однако проект опередил свое время: из за неполадок в системе наведения ракета в серию не пошла. Среди новичков, оказавшихся во главе «Нордроп Корпорейшен», был и Томас Виктор Джоунс, ус певший к тому времени поработать в «Дуглас эйркрафт» и Пентагоне. Карьера Джоунса в «Нордроп» развивалась стремительно. В 1959 году он уже президент фирмы, а позже заполучил и пост председателя совета директоров.
Джоунс не стал гоняться за амбициозными проектами. Он сделал ставку на сравнительно дешевый легкий истребитель F-5, который в скоре вышел в рекордсмены по экспортным поставкам: свыше трех тысяч истребителей и его учебных вариантов были закуплены 32мя странами. Собственно, «невидимки» к тому времени уже создавались. Локхидовский конструктор Кларенс Джонсон работал над проектом истребителя F-117. Вскоре он пошел на конвейер. Однако в Пентагоне новое оружие держали под строжайшим секретом. Резонно опасались оглашать и стоимость машины. Она шокирует - 119 миллионов долларов за штуку. А их построено 52. Из за необычности конструкции аэроплан получился неизящным. Он чем то смахивает на «летающую лягушку».
При пилотировании возникают трудности с управление. По меньшей мере три машины разбились. По сравнению с «замарашкой» F-117 «Нордроповский» В-2 выглядит элегантно. «Летающее крыло», напоминающее буме ранг, поражает чистотой линий. Золотом мерцает остекление кабины. И это не просто оптический эффект - тончайший слой позолоты нанесен на фонарь для того, чтобы уменьшить излучение электронных приборов, находящихся в кабине. Дабы оградить В-2 от посторонних глаз (не столько от шпионов, сколько от контроля со стороны общественности), Джоунсу удалось затянуть нордроповское детище в «невидимый», или, как его называют в США, «черный бюджет». О суммах, которые в него включаются, в Соединенных Штатах информированы лишь несколько членов правительства, конгресса и высокопоставленных военных деятелей. Что это дает ? Позволяет скрывать подлинные размеры ассигнований на военные программы. В-2 прежде всего предназначен для ядерных ударов по мобильным стратегическим ракетам и по командным пунктам. Может использоваться и для карательных операций против стран третьего мира. Не зря Б. Рэндольф вспомнил налеты американской авиации на Ливию в 1986 году. По мнению генерала, если бы тогда ВВС США располагали «Стелсами», на эту акцию вместо 100 истребителей-бомбардировщиков потребовалось бы не более 3-4 «невидимок», которые действовали бы с большей эффективностью и меньшим риском.
Но так ли «невидим» нортроповский бомбардировщик ? Да, его корпус сделан из композитных материалов на основе эпоксидного графита и керамики, которые, подобно губке, поглощают значительную долю радиоволн. Да, обтекаемый силуэт «Стелса», лишенный стабилизаторов и острых углов, так же затрудняет обнаружение, поскольку вкупе с обшивкой уменьшает эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) (для сравнения: бомбардировщик В-52 имеет ЭПР равную 40 квадратным метрам, В-1В - 0, 4 квадратного метра, а В-2 всего 10, 01 квадратных метра, то есть такую же, как у птицы). Двигатели самолета устроены так, что охлаждают и рассеивают выхлопную струю, маскируя ее от наземных детекторов инфракрасного излучения. Но все это не гарантирует 100 процентной «невидимости». Достаточно перевести на более высокий порядок диапазон частот наземных радиолокационных станций, как они «прозревают». Еще эффективнее РЛС, устанавливаемые на самолетах и спутниках. С их помощью, утверждают специалисты, обнаружение «Стелсов» не будет представлять слишком большой проблемы. И еще, навигация и наведение на цель у В-2 осуществляется с использованием тех же радиолокаторов. Если они включаются, их работу нетрудно засечь. Несмотря на полную готовность к производству В-2, Пентагон решил на время заморозить этот проект (сказалось потепление отношений между США и наиболее вероятным противником - СССР), на данный момент этот вопрос так и не выяснился.