Обучение и советы начинающим парапланеристам
Вопрос, который возникает у всех, кто впервые сталкивается с парапланом — нужно ли проходить специальное обучение или хватит знаний, приобретенных во время прыжков с парашютом?
Парапланеризм — достаточно опасный спорт и совершенно отдельный от парашютизма. Если парашютист прыгает с большой высоты с самолета, то парапланерист стартует с земли (гора или достаточно крутой склон). Или же для старта используются механические средства — мотор или лебедка. В любом случае парапланеристу важно уметь правильно стартовать. Иначе он просто рухнет с большой высоты, после чего у него надолго, а то и навсегда, пропадут желание и возможность заниматься не только парапланами, но и любым другим видом спорта. Полеты обычно проходят на большой высоте, поэтому пилоту необходим навык в маневрировании в воздушных потоках. Любая оплошность может ему очень дорого стоить. Рисковать никому не хочется, поэтому подготовка парапланериста — дело хотя и недолгое, но достаточно серьезное. Обычно этим занимаются специальные клубы, имеющие лицензию на право обучения пилотному мастерству.
Обучение пилотов параплана делится на несколько отдельных, но вместе с тем между собой стыкующихся курсов.
1. Начальный курс обучения.
2. SIV-курс (экстремальное пилотирование и безопасность в полете).
3. Курс полетов на парамоторе.
4. Cross-Country — обучение маршрутным и парящим полетам.
Наибольший интерес представляет, конечно же, начальный курс обучения. Мы рассмотрим его на примере работы московского парапланерного клуба «Пилот».
Учебная программа для начинающих пилотов-парапланеристов состоит из 25 учебных часов. Этот объем делится на пять учебных дней. Первый день — наземная подготовка в поле. Второй и третий дни — работа на склоне в потоках обтекания. Четвертое и пятое занятие — обучение с механической затяжкой на высоту с помощью лебедки. Таким образом, рассматриваются практически все формы старта, за исключением парамотора.
Первый день — полевое занятие. Пилот знакомится с устройством параплана (дается немного теории), дальше он учится поднимать крыло в полетное положение, удерживать в полетном положении (балансировка крыла), отрабатывает крены, момент недовыведенного крыла, или когда крыло обгоняет пилота. То есть в первый день пилот учится рулить крылом, стоя на земле. Далее — учится выполнять прямой и обратный старт, прямолинейные пробежки с поднятым крылом, пробежки по маршруту. В конце первого занятия пилот готов к тому, чтобы выйти на склон и произвести грамотный прямолинейный старт.
Второй и третий учебные дни — это полеты на склоне. Пилот производит старт, разбежавшись со склона горы. Многие школы в целях экономии не включают в свои программы полеты на склоне, обходятся занятиями только на лебедке. А между тем, самые интересные полеты — это те, которые в горах. Так что пилот должен уметь летать в потоках обтекания склона горы. В клубе «Пилот» обучению на склоне уделяется два учебных дня. В слабый ветер — прямой старт, в умеренный ветер — обратный старт, отработка приземления на точность у подножия горы. Отработка разворотов в полете на 30, 60 и 90 градусов, правильная посадка в подвесную систему, выполнение виражей переносом центра тяжести тела. Если пилот со всем этим справляется, его начинают обучать основам парения в динамическом восходящем потоке.
Четвертое и пятое занятия посвящены старту при помощи механических средств, то есть лебедок. Используется пассивная либо активная лебедка. В начале затяжка производится на небольшую высоту, и если пилот не боится и ведет себя адекватно, то ему дают возможность набрать высоту 250—300 метров. Отцепившись и используя этот запас высоты, пилот отрабатывает элемент «большие уши», либо вход в глубокую спираль и выход из нее, либо «восьмерку», стараясь при этом приземлиться на точность. В процессе полетов «студентам» выдают радиостанции, с помощью которых инструктор подсказывает в трудные минуты.
По окончании основного курса пилоты слушают теоретический семинар, на котором рассматриваются вопросы экзаменационных билетов. И через неделю — экзамен! В итоге вам выдают лицензию пилота и летную книжку.
Медицинские требования к парапланеристам не особенно строги. Основное требование — хорошая физическая подготовка. Порой пилоту приходится идти до места старта высоко в гору, неся на себе все свое имущество. Поэтому если у человека одышка или проблемы с сердцем, то ему лучше воздержаться от полетов. А для того, чтобы стартовать, спортсмену нужно быстро бежать с поднятым над головой парапланом. Это занятие не из легких. Проблемы с суставами и позвоночником могут серьезно помешать взлететь и приземлиться.
С парапланеризмом стоит связываться, взвесив для начала все «за» и «против». Готовы ли вы выложить определенную сумму за обучение и прокат оборудования? Сможете ли в дальнейшем приобрести собственное снаряжение? Есть ли у вас возможность выезжать в горную местность для полетов, а быть может, вы хотите приобрести затем моторизованный параплан? Если ответ хотя бы на эти вопросы утвердительный — то вам прямая дорога в клубы парапланеризма.
Евгений ИЗМАЛКОВ