Здание как вторая кожа
Здание можно трактовать как третью кожу нашего организма, следующую за собственно кожей и одеждой. Кожа выполняет много функ ций: она дышит, всасывает, испаряет и регулирует поми мо того, что закрывает и за щищает. Всякий способен ощутить здоровье дома, ткани которого обеспечивают уме ренной интенсивности обмен между интерьером и внешней средой, - такое здание и в самом деле здорово. В нем есть качество жизни, тогда как запечатанное в свои ткани здание полно мертвого воздуха.
Влагопроницаемость, паропроницаемость
Некоторые породы камня имеют ничтожную паропроницаемость. Встроить их в стену дома, связав прочным цементом, то же, что возвести стену в бетоне. На против, раствор на известко вой основе обладает высокой проницаемостью и способно стью поглощать влагу. Когда разбираешь стены старых ферм, построенные из грани та на известковой растворе, видно, что содержание влаги в толще стены мало различается в летнее и в зимнее время. У таких стен огромная способность стаби лизировать влажность.
Известняк был когда-то раковиной; брус и доска -деревом; кирпич - глиной, этим удивительным минера лом, коллоидные свойства которого роднят его с миром живого. Пластик и сталь столь давно уже оторвались от предыстории живого, что зда ния, выстроенные из них, на прочь лишены уравновеши вающего дыхания и живот ворного воздействия на про странство интерьера. Дерево напротив, помимо выравни вания влажности за счет множества микроскопических емкостей, наполненных возду хом, способно впитывать частички пыли и токсины . Если оно не запечатано сна ружи краской или полиурета ном и не отравлено изнутри консервантами, оно - из числа самых здоровых для жизни материалов. Однако стандартные способы возве дения зданий в дереве требуют, чтобы конструкции были защищены паронепроницае мой оболочкой, хотя это и прямое насилие над жизнью за счет многократного пре вышения уровня загрязненно сти воздуха по отношению к внешней среде.
Чтобы поднять жиз ненную силу воздуха внутри жилища я всегда ищу безопасных путей обойтись без паронепроницаемых оболочек. Следует помнить, что в одних сооружениях, где полагалось бы иметь такие оболочки, но их не сделано, и никаких отрицательных эффектов не обнаружено, тогда как в других из-за ошибок отмечен рост плесени и грибка, угрожающих здоровью. Одним из надежных приемов является выворачивание наизнанку стандартной каркас ной конструкции в дереве -когда дерево снаружи обкладывается кирпичом - и возведение кладки внутри, позади теплоизоляционной прокладки и деревянной или шиферной внешней оболочки, свободно вентилируемой изнутри. В этом случае нужда в паронепроницаемой оболочке отпадает. Эта технология точно соответствует правилу, согласно которому паропроницаемость материалов и конструкция должна возрастать изнутри-наружу. Несомненное преимущество имеют материалы, способные, не разрушаясь, впитывать, удерживать и испарять влагу - в конце концов тростник обеспечивал жилищу водонепроницаемое утепление в течение многих тысяч лет.
Хорошо организованная вентиляция даже в случае чердаков, у которых внутренняя обшивка кровли выполняется по стропилам, предохраняет от конденсации вполне эффективно и без устройства "замков" для конденсата. И все же желательно применять дополнительную мембрану - для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в используемое пространство минеральных волокон или испарения фенольных компонентов теплоизоляционных материалов, а также во
всех тех случаях, когда нет уверенности в равновесии между объемом влаги, влагостойкостью материалов и качеством вентиляции.
"Полудышащие" конструкции, когда кровля или стена влагонепроницаема, но со стороны жилых помещений устраивается емкость, заполненная паропроницаемым мате риалом и вентилируемая с внешней стороны, также об легчают решение проблемы.
Норвежская фирма Cobolt Arkitekter разработала систему, по которой удается проектировать здания так, чтобы они более вдыхали, чем выдыхали, так что почти эф фект промежуточной конден сации сводится вообще к ми нимуму. "Батарейный" способ устройства вентиляции, со здаваемый применением от крытого очага, может обес печить всасывание воздуха через толщу стены. Если сте новой материал обладает до-: статочно высокой паропро-ницаемостью, а сквозняки устранены эффективно, из лишне влажный внутренний воздух не может проникнуть в толщу стены, так как его от жимает внутрь наружный воз дух. Такая конструкция стены обладает и высокой энерго сберегающей способностью, так как тепло интерьера по догревает воздух, просачи вающийся извне. Однако, учитывая порывы ветра или штормовой ветер, даже при использовании ставень паро-и влагопроницаемость мате риала приходится огра ничивать, чтобы предотвра тить возможность просачи вания воздуха наружу. Отсюда чрезвычайно по вышенные требования к спо собности материала уравно вешивать влагообмен. К тому же повышаются и требования к устранению любого ис точника химических загрязне ний, характерного для дре весноволокнистой плиты или фанеры, так что конструкции такого сорта довольно слож но выполнить, принимая во внимание все варианты, со пряженные с капризами пого ды и случайностями режимов использования зданий. На против, стандартные паро непроницаемые конструкции изготовить гораздо легче -легче, потому что они одно мерны и безжизненны.
Этот-то вопрос жиз ненности или мертвенности оказывается в архитектуре ключевым. Многие конструк ции спроектированы так, чтобы скорее защитить строи тельный материал как тако вой, а не обитателей дома. Если дом поражен дре воточцем или гнилью, что лучше - травить обитателей вместе с обеззараживанием материала или использовать не столь надежные, но более безопасные для здоровья средства? Консерванты выде ляют большой объем паров в течение относительно недо лгого времени (эффект ощу тим, когда работаешь с пост ройкой, опрысканной пару месяцев назад), но на долгие годы обитатели обречены на то, чтобы вдыхать импрегни-рованную пыль и ощущать ее прикосновение к коже. Есть альтернативные способы, но они сложнее. Так, защита от древоточца достигается при прогреве в 50-60о С, но мне известна лишь одна британс кая фирма, выполняющая та кую работу. Можно, разуме ется, и использовать менее токсичные препараты, осно вой которых служит борная кислота или пиретрум. Ин ститут исследований в обла сти строительства трактует уничтожение ядами сухой гнили (serpula lacrimans) как нежелательную борьбу со следствиями, сосредоточив внимание на устранении ус ловий ее развития и самого грибка. Проблема заключается в частности и в том, что яды даются с 30-летней гарантией, тогда как применение более безопасных методов зависит уже от страхования архитектурной деятельности.
25 Перметрин на основе синтетического пиретрума имеет слабую токсичность для млекопитающих - он безопасен для летучих мышей, тогда как Линдан сохраняет высокую токсичность в течение 30 лет. Дерево, обработанное мыльнымраствором на основе борной кислоты (Тимбор и пр.), импортируется из Финляндии, но мне ни разу не удалось его прибрести. Биозащитные консерванты начали появляться на британском рынке только в самое последнее время.
Если я применяю дерево со стандартным импрег-нированием, то по крайней мере я должен осознавать, что при сжигании его обрез ков в воздух выделяется диок син, а в почву - мышьяк. Если я пользуюсь промышленным продуктом, я включаюсь в круг источников загрязнений, включая и самые чудовищные, и тогда я вспоминаю груды химикалий, сжигаемых в Се верном Море, и менее страшные, и тогда я вспоми наю о ландшафте, уничто женном карьерами. В ту пору, когда забота об ок ружающей среде была мод ной новинкой, я обратил вни мание на рекламу синте тических ламинатов с факту рой дерева под названием "Спаси дерево!". Однако сколько деревьев пало жерт вой загрязнений, порождае мых теми самыми фабриками, что производят такие продук ты? Ничего не поделаешь -наша ответственность, как и воздействие нами построен ных зданий, далеко выходит за рамки самого строитель ного участка!
Стоит начать думать экологически-ответственным образом, и приходится при нимать во внимание множе ство новых связей, включая воздействие даже одного со оружения на микроклимат, флору и фауну. В старые времена амбары строились непременно с продухами для сов - такого рода симбио-тические соображения испа рились почти совсем. Что происходит с качеством воз духа, когда мы возводим зда ние или устраиваем замост-ку? В городах всякий немед ленно регистрирует различия воздуха в парке и на моще ных площадках, а ведь, чтобы только возместить кислород, вдыхаемый одним человеком, нужно полтора квадратных метра травы или крону дере ва пятиметрового диаметра27. Если начать мыслить здания в категории опоры для озеле нения и использовать мест ные, доступные материалы в максимальном доступном объеме, мы в целом существенно сокращаем эффекты и ближнего и дальнего пере носа загрязнений. Замечено многократно, что в городской среде, как и в открытом лан дшафте, чем в больше степе ни гармонизирован эколо гический строй, тем выше и достигаемый художественный результат.
Городская среда формируется через решения множества "ответственных" профессионалов: градостроителей, архитекторов, инспекторов, инженеров и еще многих других, включая управленцев. Однако на результатах эта ответственность многих
сказывается слабо! В целом в современной городской среде люди ощущают себя хуже, менее в ладу с самими собой и менее способными бороться с житейскими про блемами, не обращая их пе реживание в катастрофу.
Можно на то же по смотреть с иной точки зрения и спросить - перед кем ответ ственны все, принимающие решения о судьбе среды? При выборе между продолжитель ностью жизни здания и, ска жем, стоимостью отопления, с одной стороны, и здоровьем обитателей - с другой, эко номические факторы оказы ваются отнюдь не на стороне жизни точно так же, как когда правительство сопоставляет расходы на профилактику здоровья с суммой налогооб ложения. Но при всех своих прегрешениях, правительство хотя бы обязано думать о на личии такого выбора. Для большинства из нас однако этот сюжет вообще не входит в сферу сознательного. Но если мы отказываемся о чем-то размышлять, другие силы непременно выступают на первый план.
Какую роль мы бы ни играли - архитектора, строителя, домовладельца или пользователя, мы лишь часть среди множества тех, кто формирует окружение человека.