Печи и камины - возрождение интереса
Широкое развитие малоэтажного строительства вернуло печам и каминам заслуженное внимание не только сельских жителей, но и всех, кому тепло живого огня греет душу. Кроме того, камин или красиво сложенная печь украсят интерьер любого дома. Но для того чтобы печь радовала вас десятки лет, необходимо в первую очередь определить, для каких целей вы собираетесь ее установить: как источник тепла и уюта в доме или только как элемент интерьера. Это позволит правильно выбрать необходимую конструкцию печи. Не касаясь вопросов интерьера, рассмотрим теплотехнические особенности печей.
Классификация подразделяет бытовые печи на несколько основных типов: варочные, отопительные и отопительно-варочные. Их назначение полностью соответствует названию.
В последнее время вырос интерес к каминам. Ряд фирм, торгующих ими, пытаются противопоставить и отделить камины от печей, что формально позволит не выполнять требования российских ГОСТов, СНиПов и Правил пожарной безопасности, предъявляемые к печному отоплению. И вопрос о том, являются ли каминами чугунные печи с закрытой топкой, становится принципиальным. В России всегда такие конструкции называли буржуйками, печами-времянками. Главное их достоинство - наличие стеклянной дверцы, благодаря которой можно наблюдать за горением топлива и продлить этот процесс. Но такие печи не имеют массива, способного аккумулировать тепло, даже если у них есть дополнительная стенка из чугуна или тонкого слоя огнеупорной керамики. Металлическая поверхность чугунных печей может нагреваться выше 300°С, что исключает их использование в жилых зданиях без дополнительной облицовки.
А обычное выражение из импортных проспектов - «Фирма N является лидером в изготовлении каминов с закрытыми топками» - для России просто абсурдно и никак не соответствует особенностям национального строительства. Вот какие определения каминов находим в словарях: «Камин - среднее между очагом и печью: огнище с открытой топкой и прямой трубой» (В. Даль), «Камин - комнатная печь с широкой открытой топкой» (С. И. Ожегов), «Камин - пристенная печь с открытым топливником, не имеющая дымооборотов» (В. И. Плужников. «Термины российского архитектурного наследия»).
Для сравнения приведем из последнего источника определение русской печи: «Русская печь - наиболее распространенный в русском крестьянском строительстве тип печи, для которого характерны: отсутствие дымооборотов, наличие больших полостей, позволяющих использовать их для выпечки хлеба и для мытья, а также наличие широкой лежанки наверху». Как видим, русская печь, учитывая, что горение дров в ней проходит при открытом горне, классическому определению камина подходит больше, чем импортные чугунные с закрытой топкой, у которых названию «камин» может соответствовать только облицовка.
Обратимся теперь к нормативным документам.
Так, в московских строительных нормах (МГСН «Жилые здания») для одного из типов печей сделано исключение: «Камин на твердом топливе допускается проектировать: в квартире на последнем этаже жилого дома; на любом уровне многоуровневой квартиры, размещенной последней по высоте в доме; на любом уровне одноквартирного или блокированного жилого дома». Но ниже делается ссылка на необходимость соблюдать требования СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.04.08-87, где указано, что печное отопление допускается в жилых зданиях с количеством этажей не более двух. Отличий камина от печи ни в МГСН, ни в СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.04.08-87 не дается.
Согласно Нормам пожарной безопасности для Санкт-Петербурга и Ленинградской области камин - это «отопительный прибор, принцип действия которого основан на излучении теплоты от горящего топлива и от разогретых стен топочного пространства в обогреваемое помещение». Под это определение подходит практически любая печь, кроме закрытых чугунных топок, где отопление происходит за счет нагрева конвекцией воздуха под облицовкой.
Чтобы подчеркнуть важность знания терминологии строительства и правильного ее использования, приведем пример из российской строительной практики, описанный журналом «Строитель» за 1903 г.: «...В 1831 г. Император Николай после пожара в Москве от затлевших балок, близ которых находилась труба, возведенная для камина, а потом с переделкой камина в печь, оставленная в прежнем виде без достаточного отделения от балок, повелел за подобную неосмотрительность наблюдавших за постройками архитекторов подвергать аресту и возлагать на них имущественную ответственность за последствия пожара».