admin

Обзор строительства метро в Китае

Организация, рынок, стоимость, безопасность и график

Китай сейчас переживает эпоху масштабного строительства метро. В этой статье рассматривается природа китайского метростроения с особым акцентом на его организацию и рыночный режим, структуру затрат, контроль безопасности и управление расписанием.


В Китае - самое большое, сложное и быстрорастущее туннельное и подземное строительство в мире (Wang, 2003).

50-летнюю историю развития китайского метростроения можно разделить на два отдельных периода (Чэнь, 2014):

(1) Начальный этап развития (1965-1999) - Пекин. Линия метро 1 - типичный проект метро на данном этапе. Как первая линия метро в Китае, она была запланирована в 1950-х годах, строилась с 1965 года и окончательно завершена в октябре 1969 года. В 1980-х годах был соответственно спланирован и построен ряд линий метро, таких как Шанхайская линия метро 1 (21 км) и линия метро Гуанчжоу 1 (18,5 км).

Однако в 1990-х годах строительство метро столкнулось с административным препятствием. Главное управление Государственного совета издало документ №60, прекращающий все проекты метро, за исключением Проект Шанхайской линии метро 2.

К концу 1997 года инженерные проекты метро возобновились, когда Государственная комиссия по планированию предложила несколько проектов

(2) Стадия бума (после 1999 года) - Вступая в 21-й век, учитывая значительно растущий спрос на общественный транспорт, правительство Китая одобрило строительство метро в таких городах, как Шэньчжэнь, Шанхай, Гуанчжоу, Чунцин и Ухань. Эта инициатива положила начало новой эре развития метро в этих городах.

Китайское метро в настоящее время ускоряет свое развитие, достигая исторически высокого уровня с точки зрения скорости строительства, масштабов и инвестиций. В период действия 12-го Пятилетнего Национального плана развития было введено в эксплуатацию в общей сложности 2019 км линий городского метро с инвестициями в размере 1,23 трлн юаней и объемом перевозок в 52,8 млрд человеко-раз. К концу 2015 года 111 линий метро в 25 городах общей протяженностью 3295 км были введены в коммерческую эксплуатацию; общий объем инвестиций в утвержденные проекты метро составляют примерно 2,63 трлн юаней.

К 2020 году построена крупная сеть городского метро общей протяженностью более 6600 км, включая почти 3000 км новых линий метро, общий объем инвестиций в которые составили около 2 трлн юаней. Кроме того, ожидается, что количество линий метро достигнет 300, что является историческим пиком, к 2050 году. В это время ожидается, что общий пробег линий метро составит 11 700 км на материковой части Китая, что почти в десять раз превышает нынешние масштабы.

Основные проблемы, связанные с практикой строительства метро:

(1) Организация и рыночный режим,
(2) Структура затрат,
(3) Контроль безопасности,
(4) Управление графиком.

Существуют различия в уровне урбанизации между различными регионами Китая из-за различий в геологических условиях и исторических и культурных особенностей. Заметно, что различные организации и рыночные режимы формируются с тенденцией к реформированию разнообразия и маркетизации. Инвестиционный и финансовый режим также претерпел различные фазы, чтобы постоянно адаптироваться к развитию рынка метро.

Строительство метро в Китае ведется не так, как в развитых странах, которые отличаются высокой экономической мощью и благосостоянием, низкими темпами строительства и долгосрочными правительственными субсидиями.


Ключевыми особенностями строительства китайского метро являются:

(1) Строительство осуществляется местным подрядчиком. Как правило, этот местный подрядчик имеет определенные отношения с местными органами власти, или, скорее, сотрудники некоторых департаментов напрямую происходят из местных органов власти.

(2) Режим организации предприятий метрополитена варьируется в зависимости от городов и зависит от местных экономических уровней социального развития. В Китае существует в основном два типа режима организации. Одна заключается в том, что корпорация контролирует весь процесс проекта метро, в том числе инвестиции и финансирование, строительство и эксплуатацию, например, метро в Гуанчжоу, а другим является то, что ряд профессиональных компаний, участвующих в одном проекте метро, соответственно, ответственны за разные такие функции, как инвестиции, строительство (как в метро Пекина, Шанхая и Шэньчжэня).

(3) В некоторых городах принята модель совместного развития метро, недвижимости и других объектов недвижимости для обеспечения адекватных инвестиций и финансирования для поддержки строительства метро.