Рококо
Эпоха барокко завершается во второй четверти 18 века искусством стиля рококо. Этот стиль ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.
В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, культом уюта, изящества и изнеженности.
Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков – капризно изогнутая рамка.
Фото с сайта www.epoxa.ru
Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эпохи, завезенная из Китая – бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.
Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные – соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные – согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.
Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.
Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед.
В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона – прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.
Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.
Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно-прикладного искусства эпохи.