Кровля. Качество помещений
Защищая обитателей от непогоды, кровли редко оказы вают благотворное воздействие на микроклимат ближайшего ок ружения. Озелененные кровли напротив способны поглощать токсины из атмосферы, восста навливать кислородное, ионное и влажностное равновесие, равно как уменьшать ливневую нагрузку на инженерные сети.
Мы нуждаемся также в особых качествах окружения, отвечающих особенностям современной стадии развития общества. Но не слишком ли это самоуверенно - говорить о том, что нужно другим людям, чем ты сам? Однако если не предлагать выбор такого рода качеств, мир попрежнему будет руководствоваться трендами, которые вовсе не были сознательно выбраны за блага или свободы, связанные с ними.
Это тенденции, навязанные индивиду извне, подобно нажиму манипулятивной рекламы или бихевиористской психологии, равно как тренды из глубин психики, подобно эгоцентристким желаниям.
Выбор того, что умес тно, не есть определение за других или манипулирование, но предложение структур окружения, способных под держивать сбалансированное развитие. Внутренняя свобода также зависит от этого рав новесия. Что, скажем, умест но, подпитывая чувство внут ренней свободы, в окружении подростков? Это очень дели катный вопрос, так как вовле кает множество факторов: подростки нуждаются в том, чтобы сбросить с себя доми нирование со стороны взрос лых, и ориентация на старших сверстников обычно является основной опорой в этом воз расте. С другой стороны, сам конформизм в отношении старших сверстников пред ставляет собой питательную среду для экономической экс плуатации, особенно в связи с новонайденным опытом знания собственного тела, сексуальными желаниями, эмоциями ранее неведомой силы. Так легко прятать нежность нового эмоциона льного "я" за грубостью и бесчувственностью поведения. Внутригрупповой конформизм может так легко превра щаться из опоры в препят ствие тому подчинению жизни некоторым идеалам, которое сопровождает переход к зре лости.
Различные качества помещений, будь то школьный класс, кафе или молодежный центр, будут поддерживать различные же аспекты слож ного переходного процесса и включаться в разные образы развития человеческого су щества. В зависимости от об раза человеческой личности, которым мы владеем (хотя бы и неполной, ослабленной его версией), мы будем проекти ровать совершенно раз личные типы пространств. Одно из них, возможно, будет выстроено вокруг резкого ос вещения, собирающегося в центре - чем резче, тем лучше, иной раз стробос копического, разноцветного или на грани ультрафиолето вого. Тогда вокруг, в густой тени возникнет много ниш с сиденьями и маленькими сто ликами, создавая ощущение защищенности. Будет, разу меется, стойка бара с при глашающей подсветкой. Та кое помещение будет созда вать ощущение подземелья (если возможно по ситуации, оно и будет подвальным). Ему не нужны окна, а вход в него будет идти через узкий кори дор. С пространственной точки зрения это помещение охватывающее, но без четко очерченных границ. Пред почтительно, чтобы оно не имело прямоугольной формы, его потолок будет занижен, цвета будут матовыми, тем ными и насыщенными - ко ричневый, черный, темно-красный. Все это слабо охва тывается сознанием, так как освещение фокусирует внима ние на движении людей. Это вечернее место, обес печивающее приватную по лутьму с эффектной самоде монстрацией на ярком свету. При наличии громкой музыки это все создает климат при влекательной дискотеки или кафе клубного характера.
Танцевальный зал для молодежи, в большей степени готовной соответствоваться предпочтениям родителей, чем старших сверстников, будет выглядеть совершенно иначе: электрические люстры, высокие потолки, прямоугольные, четко очерченные формы пространства, широкие подходы. Когда по утрам солнечный свет врывается в узкую щель пожарного выхода из дискотеки, это место сразу же выглядит пустым, лишенным шарма, фальшивым. Это тип окружения, настроенный только на частичку человеческого существа.
Когда солнечный свет врыва ется в танцевальный зал, та кой драматической перемены не происходит. Это обстановка, отвечающая иным ас пектам существания.
Если нам нужно про ектировать помещение дру гого назначения, если мы стремимся к тому, чтобы про будить в подростках живое критическое отношение к действительности, нам потре буется больше естественного света. Нужны будут окна, через которые открывается вид на мир, в котором что-то происходит, возможно, нам будут нужны ниши или аль ковы, свободно связанные с главным залом. У архитектур ного решения будет большая чистота линий, хотя следует избегать чрезмерной упро щенности форм. Естественны мягкие изгибы поверхностей, имеющие открытый характер, свободные от задачи защи щать. Мы здесь будем стре миться к легким цветам - мо жет, серо-голубоватым с от тенками зелени. По вечерам мы будем ожидать от этого места некоторой дифферен циации освещенности, тепла и комфортности: круг света над каждым круглым столом, задвинутым в угол, подушки, разбросанные на полу перед камином, живая музыка. Тако го типа помещение будет об легчать жизнь группового со общества, опорой которого являются приятельские отно шения, вовлекающие всего человека.
Естественно, что по мещение для пятнадцатилет них будет принципиально иным, чем для пятилетних. Первые не только выше рос том, так что уровень гори зонта расположен значи тельно выше, они проявляют гораздо больше интереса к миру, простирающемуся за пределами ближайшего окру жения, их интеллектуальная активность много сильнее. Пятилетние нуждаются в большей защищенности, в возможности активно сущест вовать в мире воображения и подражания. Первое поме щение будет выше, жестче по очертаниям и формам, более открытым во-вне. Второе -теплее по цвету, мягче, ниже, уютнее в каждой форме и пространстве в целом. В детском саду, который я строю в момент работы над этим текстом, у меня округлые комнаты, имеющие поэтому единственный центр активно сти, но они высвобождены из-под детерминизма геометрии за счет создания игровых аль ковов на разных уровнях. Все это дополнено сочетанием больших окон с маленькими, глубоко посаженными в толщу стены, дополнительно защи щенными миром деревьев снаружи.
Разумеется, различным социальным группам нужны различные же формы окружения. Дело не только в культурных реакциях, хотя они и существенны: то, что пока жется просторным кому-то из Бомбея, будет нестерпимо тесным здесь, а то, что для Голландии дикий пейзаж, в Лапландии покажется чуть ли не городской средой. Есть еще классические различия между типом дома, к которо му стремятся люди, работа ющие в городе, отчужденные и стиснутые толпой незнаком цев, и тем, какого ищут люди, привыкшие к труду на свежем воздухе и капризам погоды, вроде фермеров, лесников или моряков. Первые ищут простора, покоя, света, воз духа и дальних видов, жаждут закрыться в приватном мире пригорода. Вторые хотят уюта, закрытости, защищен ности и стремятся строить со виные дома с маленькими ок нами, спать в маленьких ком натах, выгородках или посте лях с высокими стенками.
Я знаком с валлийс кими фермерами, владельцы которых сумели разбогатеть и выстроили просторные при стройки для кухонь (кухня ведь всюду комната, в которой живут все), в сухом современ ном стиле. Дома кажутся пус тыми и недружелюбными: се мья жалуется на холод, хотя теперь там впервые устроено центральное отопление. От сутствие тепла создается от нюдь не низкой температурой и даже не тем, что белый ко лер стен принадлежит к се мейству холодных белых, хотя это играет некоторую роль. Это ощущение рождено тем, что дома словно остались без сердца. Неспособность под питывать душу переживается как неудача в организации подходящего физического