admin

Религия Египта

Космогония и местные божества. С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают некоторые ученые, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание «божества собственного города» не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари каких-то иных богов. С созданием «союза Двух Царств» божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог-творец Птах, солнечный бог Ра, бог из Гелиополя Мин – бог плодородия, почитавшийся в Коптосе, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя – с течением времени все они были перенесены в Фивы. Это были божества, некогда в той или иной степени связанные с конкретным местом, но постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Хор и омбосский Сет первоначально были местными богами и с превращением почитавших Хора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств. Бог северных земель Хор превратился в победителя Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. В конце концов, когда в правление Менеса Верхний Египет «объединил Два Царства», именно верхнеегипетского Хора стали считать победителем. Царь, будучи главным лицом в государстве и вследствие этого сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Хора; поэтому каждый египетский фараон становился «Хором Сесострисом», «Хором Тутмосом», «Хором (в женской ипостаси) Хатшепсут» и т.п.

Временами боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя; и именно он стал верховным богом. Осирис не был исконным божеством Абидоса, но мало кто из египтян помнил того бога, который почитался здесь раньше, а Осирис, владыка Абидоса, был самым любимым из всех богов Египта.

Некоторые боги были объединены в семьи, подобные гелиопольской эннеаде (девятке): Атум – отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, чьи дети – Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов – Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.

Отличить местных богов от богов иной природы – к примеру, космических – достаточно сложно. Ра почитался как солнечный бог, Геб – как бог земли, а его сестра-жена – как богиня неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами; так изображались Анубис, Хор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали; после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в чисто человеческом обличье. Богиню неба Нут представляли либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу; ее тело покрыто звездами, и между ними на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует солнце. Наконец, вплоть до воцарения христианства, в стране существовали и чистые культы животных – таких, как быки Апис, Мневис и Бухис, среди которых особенно важен культ Аписа, быка, считавшегося «душой» бога Птаха.

Религиозные мифы: Осирис. Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность, и зачастую они опускались до поступков весьма сомнительного свойства. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог его города. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом неба или с божествами государственного храма. Самым же родным для них был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил его в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части его тела; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса – Хора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрыться в недоступных болотах Дельты. Ребенок выжил, чтобы впоследствии сразиться со своим дядей и одолеть его, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.

Египтянам были необычайно близки страдающие боги, испытавшие, по их представлениям, все невзгоды и лишения простых смертных. Культ этой семьи – пострадавшего Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Хора, скрывавшегося от жестокого Сета, – пользовался наибольшей популярностью. В конечном счете каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. Каждый в своих надгробных надписях именовал себя «Осирис такой-то» и надеялся разделить судьбу этого бога в потусторонней жизни.

Прочие верования. Духовная жизнь египтянина не исчерпывалось религией, он верил и в действенность магии. Он обращался к древним Текстам пирамид и Текстам саркофагов и использовал многие из содержащихся в них заклинаний для удовлетворения своих загробных желаний.

Дальнейшее развитие магических текстов, предназначенных обеспечить душе умершего способность покидать могилу и наслаждаться всем тем, что доступно живым, нашло отражение в Книге мертвых. Само наличие в могиле умершего копии важных заклинаний подобного рода гарантировало ему получение всех испрашиваемых благ, равно как и защиту от всех зол, с которыми может, по его представлениям, встретиться умерший. Чтобы помочь умершему совершить долгое и опасное путешествие в загробный мир, были созданы и другие необычные тексты.

В правление XIX династии в Египте, особенно среди представителей низших сословий, возникло новое религиозное течение: впервые в истории было сформулировано утверждение, что, хотя человек и расположен ко злу, бог расположен прощать его прегрешения.

В разные периоды с разной степенью настойчивости в египетской религии пробивались ростки монотеистических верований, но лишь Эхнатону ок. 1375 до н.э. было суждено провозгласить единобожие государственной религией. Можно спорить, исповедовал ли этот царь истинный монотеизм; как бы то ни было, его учение не нашло отклика в народе и умерло вместе с ним.

Поскольку сам фараон считался богом, он, естественно, мог общаться с богами государства. Он был верховным жрецом, обязанным совершать ежедневные ритуалы в храме и церемонии на религиозных празднествах. Конечно, непосредственное участие в них было невозможно для монарха, обремененного бесчисленными делами и обязанностями. Поэтому свои жреческие функции он передавал другим, лично утверждая высших жрецов главных храмовых культов и вмешиваясь в их деятельность лишь в случае необходимости.

Политическая и социальная организация. Главным занятием фараона было управление государством. Его ближайшим советником в был первый министр, выбираемый и назначаемый самим царем. Это высокое должностное лицо являлось комендантом столицы, верховным судьей, организатором общественных работ, ответственным за пополнение войска, министром иностранных дел, и это были лишь некоторые из верховных функций, которыми он был наделен. Вторым по значению лицом был начальник казны, ведавший сбором всех налогов и всеми расходами. которые осуществлялись в натуральной форме, поскольку денег и чеканки монеты египтяне не знали.

Оба названных министра должны были ежедневно предоставлять отчет царю. На них и на все органы государственного управления работала огромная армия писцов, секретарей и прочих чиновников. В огромных количествах производились продукты земледелия и животноводства. Кроме того, извне поступала «дань», это были предметы обычной торговли, поставки золота, серебра и ценных поделочных камней из рудников, дерево, доставляемое водным путем из Сирии, черное дерево и слоновая кость с юга, – и все это в невообразимых для современного человека количествах. Все это богатство тщательно учитывалось, что находило отражение в миллионах документов, из которых сохранилась лишь малая часть, служащая источником наших сведений.

Профессия писца пользовалась большим почетом. Писцы гордились своим положением и обычно с презрением относились к представителям иных специальностей. Военная служба и физический труд рассматривались как проклятье, тогда как должность писца была синекурой, сулящей легкую жизнь и особые привилегии. Нет оснований считать, что в Египте существовал свод законов. Законы были известны, их соблюдали или нарушали, но если когда-либо и была осуществлена их систематическая запись, то впоследствии она бесследно исчезла. Однако добропорядочный египтянин жил в соответствии с законом, нарушителя же ожидало наказание. Вероятно, царь провозглашал закон тогда, когда в нем появлялась необходимость. Сохранились многочисленные царские указы, изданные по конкретным поводам, но ничего похожего на свод законов, подобный, например, Кодексу Хаммурапи, обнаружено не было.