Фивы
Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Ни одно из сооружений той эпохи не сохранилось в первозданном виде, лишь в Карнаке, фиванском храмовом комплексе на восточном берегу Нила, находится практически целая изысканная молельня из белого известняка, относящаяся к правлению Сесостриса I. Отдельные ее детали были в последние годы извлечены из кладки третьего пилона (привратного сооружения у храма) в Карнаке, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот царь, используя упомянутую молельню из известняка в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.
Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. Располагаясь на краю обработанных земель, эти храмы тем самым напоминают более древние храмы, и попасть к ним из государственного храма в Карнаке можно было по Нилу и системе каналов. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом – пилона, который вел в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ во второй двор с колоннадой – своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов, вокруг которых по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, бойня, где готовилось мясо для приношений, и молельни, в которых помещались священные изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния царей, ежедневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Длинные иероглифические надписи сообщают о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служить находящемуся в удаленной скальной усыпальнице царю, как если бы оба сооружения составляли единое целое.
Ряд царских заупокойных храмов протянулся, подобно нитке бус, с севера на юг вдоль кромки пустыни по краю обработанных земель на западе Фив, и каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных на кладбище в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы служивших царям должностных лиц и представителей знати, причем многие из них, как мастабы придворных эпохи Древнего царства, располагались возле усыпальниц их владык.
В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался не поддающийся описанию комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. Попав в этот великолепный хаос, теряешься среди бесконечных рядов колонн, развалин пилонов, опрокинутых каменных блоков; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) до сих пор возвышаются на тех местах, где 3500 лет назад их воздвигли Тутмос I и его дочь Хатшепсут; некоторые из раскрашенных рельефов хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах; и повсюду бесконечные строки и столбцы иероглифических надписей. Половина всей истории Египта так или иначе отражена в этих письменах. Каждый фараон делал все возможное, чтобы соорудить еще один пилон, новую колоннаду, портал или зал, воздвигнуть новый колосс или обелиск либо хотя бы оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь – в честь самого себя. Всех остальных превзошел Рамсес II, завершивший Большой гипостильный зал со 134 колоннами – шедевр мировой архитектуры.
Ансамбль храмов в Карнаке протянулся в длину почти на 1,3 км. Аллея сфинксов длиной в 1,3 км соединяет его с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой – созданием Аменхотепа III – и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.
Значительно выше по течению Нила, ниже второго порога, Рамзес II построил невероятных размеров храм в Абу-Симбеле. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения защищены облицовкой из песчаника. Снаружи находятся также вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II, безмолвно взирающего на восходящее солнце, лучи которого проникают в потайное святилище.