Проектирование зданий. Китайская традиция
Но я хочу, чтобы в них оста вались жизнь и ее хрупкость. Применяя цвет, фактуру, мо дулирование формы, взаимо проникновение элементов, срезая углы, используя повер хности нечеткой криволиней-ности и прочее, я стремлюсь к одному - придать прямой те качества нежности, гармо ничности и полноты жизни, которые характерны для кри вых.
Если прямые привно сят отношения напряженности между четко очерченными жесткими предметами, кривые "поют". Они вносят в целое чувство полноты жизни и сво боды - так полон жизни гор ный ручей, способный очиститься от биологических загрязнений на протяжении нескольких миль своего пути. Вода, истекающая из резер вуаров по прямой - в канале или трубе, имеет ослаблен ную способность к поддержа нию жизни. В текучей воде выпусков из резервуаров или в трубе с гладкими стенками не живет ничто.
Именно эта жизне творная сила трехмерной криволинейности и рит мически колеблющегося дви жения, столь характерных для естественных водных потоков, развита и усилена изобрете нием "фолуформ".
В китайской традиции местности с гармоническим сочетанием качеств опреде ляются как источник сил фи зического и душевного здо ровья. Эти силы расходятся по ландшафту по системе кривых
естественных, подобно рекам, и рукотворных, подоб ным улицам. Прямые блоки руют распространение сил, придавая местности нездоро вые свойства - именно такие участки задешево уступались западным колонистам.
Если однако все формы вокруг излишне мягкие, трудно помнить о мирских задачах, обязанность действовать, задачу служить нуждам других людей. Это формы, свойственные "перекати-полю", округлым укрытиям из веток и полот нищ. Мягко скругленные, по добные уютному чреву, это пространства, в которых можно просто "быть", но не места для труда, для концент рации мысли и дела. Ус-
Эллипс привязан к двум своим фокусам по формуле (а + Ь = с). Чтобы его построить, дос таточно нитки с гвоздиками, просунутыми в петли по концам, и карандаша, натягивающего нить при обходе обоих точек опоры.
Что я имеют в виду под "сильными" кривыми? Если начертить правильную дугу, в ней будет качество постоян ства. Если руке будет позво лено вывести свободные ка ракули, в линии не будет иной организации, чем та, что неизбежно привносится движением нашего тела.
В этом скрыта основа кельтской или аналогичных "плетенок" в рисунке - вдыха ние самой жизни в природу линии. Управляя видимым "дыханием" линий, кельты умели также модулировать их течение, как это происходит в устной речи с дыханием как таковым. Звуки нашей речи не так уж случайны: они фи зиологические соответствуют тому, как мы используем ды хание для создания интона ций, для выражения значений и настроений без помощи слов. Именно в этом смысле можно интерпретировать го тическую архитектуру с ее высоким напряжением кривых как речь без слов, как выды хание смысла, вписанное в камень. Это, разумеется, лишь частичка целого - тре бовалось посвятить полжизни оккультным студиям, чтобы овладеть секретом профессии в готическую эпоху. В наши дни мы утратили какую бы то ни было связь с давним тай ным знанием, но нам нужно самим найти доступ к воздей ствию разных форм, воспиты вая в себе понимание соб ственных переживаний в про странствах различных форм. В пространствах, которые нас привечают, отталкивают, ко торые полны напряженности, власти или успокаивают и расслабляют, которые дают нам возможность ощущать себя свободной личностью.
Строгие наблюдения проливают дополнительный свет на игру прямых и кривых. "Чертежные линии" - прямые пути к цели - суть абстракции. И животные и люди движутся по кривой. Мы отнюдь не меняем направление движения одним рывком, как это делается на экране компьютера. Мы осуществляем это изме нение плавно, в процессе движения шаг за шагом. Изучение потоков жидкости показывает, что они всегда тяготеют к кривой, и ни одна река не течет по прямой без активного вмешательства человека. Чем медленнее поток, тем сильнее выражен рисунок меандра.








