Проектирование зданий. Китайская традиция
Как правило дел об стоит так, что даже проекти руя здание органичных форм, почти невозможно избежать хотя, бы нескольких более ли менее строго прямых линий. Иногда, ради достижения ус тойчивости, я сознательно избираю их вместо кривых.
Но я хочу, чтобы в них оста вались жизнь и ее хрупкость. Применяя цвет, фактуру, мо дулирование формы, взаимо проникновение элементов, срезая углы, используя повер хности нечеткой криволиней-ности и прочее, я стремлюсь к одному - придать прямой те качества нежности, гармо ничности и полноты жизни, которые характерны для кри вых.
Если прямые привно сят отношения напряженности между четко очерченными жесткими предметами, кривые "поют". Они вносят в целое чувство полноты жизни и сво боды - так полон жизни гор ный ручей, способный очиститься от биологических загрязнений на протяжении нескольких миль своего пути. Вода, истекающая из резер вуаров по прямой - в канале или трубе, имеет ослаблен ную способность к поддержа нию жизни. В текучей воде выпусков из резервуаров или в трубе с гладкими стенками не живет ничто.
Именно эта жизне творная сила трехмерной криволинейности и рит мически колеблющегося дви жения, столь характерных для естественных водных потоков, развита и усилена изобрете нием "фолуформ".
Остаточные жизненные потенции сточных вод много кратно усилены их ритмически-колебалительным движением по трехмерным поверхностям. Их пропускают через каскад "флоуформ" и открытых, зарос ших водоемов. Стоки, которые обычно трактуют как односто роннюю и чрезмерную биоло гическую нагрузку на среду, рождающую мертвые воды, здесь, за счет стимулируемого биологического процесса, пре образуется в поток животворной воды.
В китайской традиции местности с гармоническим сочетанием качеств опреде ляются как источник сил фи зического и душевного здо ровья. Эти силы расходятся по ландшафту по системе кривых
естественных, подобно рекам, и рукотворных, подоб ным улицам. Прямые блоки руют распространение сил, придавая местности нездоро вые свойства - именно такие участки задешево уступались западным колонистам.
Если однако все формы вокруг излишне мягкие, трудно помнить о мирских задачах, обязанность действовать, задачу служить нуждам других людей. Это формы, свойственные "перекати-полю", округлым укрытиям из веток и полот нищ. Мягко скругленные, по добные уютному чреву, это пространства, в которых можно просто "быть", но не места для труда, для концент рации мысли и дела. Ус-
Китайскую традицию "чен-фу"можно прочесть как собеседование материи и кос моса: считалось, что свойства разных планет, получая земное предметное воплощение и всту пая между собой в правильные отношения, несут в себе живот ворную силу. Кривые несут в себе информацию о своем про исхождении, о цели своего дви жения и о том, что встречается на их пути, в форме непрерыв ной беседы между собой. Пря мые, с их бесчувственной, навя зываемой и отчужденной нату рой, перегораживают и разру шают такие гармонизированные жизнетворные силы.
Эллипс привязан к двум своим фокусам по формуле (а + Ь = с). Чтобы его построить, дос таточно нитки с гвоздиками, просунутыми в петли по концам, и карандаша, натягивающего нить при обходе обоих точек опоры.
Что я имеют в виду под "сильными" кривыми? Если начертить правильную дугу, в ней будет качество постоян ства. Если руке будет позво лено вывести свободные ка ракули, в линии не будет иной организации, чем та, что неизбежно привносится движением нашего тела.
Если "дышать" линией -вдыхая, выдыхая, ускоряя и замедляя ритм, кривая всякий раз будет обладают другим свойством.
В этом скрыта основа кельтской или аналогичных "плетенок" в рисунке - вдыха ние самой жизни в природу линии. Управляя видимым "дыханием" линий, кельты умели также модулировать их течение, как это происходит в устной речи с дыханием как таковым. Звуки нашей речи не так уж случайны: они фи зиологические соответствуют тому, как мы используем ды хание для создания интона ций, для выражения значений и настроений без помощи слов. Именно в этом смысле можно интерпретировать го тическую архитектуру с ее высоким напряжением кривых как речь без слов, как выды хание смысла, вписанное в камень. Это, разумеется, лишь частичка целого - тре бовалось посвятить полжизни оккультным студиям, чтобы овладеть секретом профессии в готическую эпоху. В наши дни мы утратили какую бы то ни было связь с давним тай ным знанием, но нам нужно самим найти доступ к воздей ствию разных форм, воспиты вая в себе понимание соб ственных переживаний в про странствах различных форм. В пространствах, которые нас привечают, отталкивают, ко торые полны напряженности, власти или успокаивают и расслабляют, которые дают нам возможность ощущать себя свободной личностью.
Чтобы лучше понимать природу кривых, можно уста новить с их миром контакт через математический мир науки. Как и окружность, эл липс строится одним отрез ком нити, но при удвоении фокуса. Уже поэтому эллипс несет в себе свойства и од номерности и первичной двойственности. Именно по этому, наверное, эллипс в плане так подходит иерархи рованному пространству с некоторой претензией на де мократичность - столы засе даний нередко имеют эту форму. Там, где иерар хическое начало сильнее, столу придают форму трапе ции, и это очень практичная форма: всем видно главное лицо и ему видны все. Залы, аудитории нередко прини мают эту форму как в плане, так и в разрезе. Это форма иерархического отношения -не случайно при стремлении превратить "лекцию" в дискус сию мы прежде всего поста раемся сдвинуть стулья так, чтобы возник круг.
Строгие наблюдения проливают дополнительный свет на игру прямых и кривых. "Чертежные линии" - прямые пути к цели - суть абстракции. И животные и люди движутся по кривой. Мы отнюдь не меняем направление движения одним рывком, как это делается на экране компьютера. Мы осуществляем это изме нение плавно, в процессе движения шаг за шагом. Изучение потоков жидкости показывает, что они всегда тяготеют к кривой, и ни одна река не течет по прямой без активного вмешательства человека. Чем медленнее поток, тем сильнее выражен рисунок меандра.